На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 854 подписчика

Свежие комментарии

  • Valeriy Shershkov
    с высказыванием согласны ... основные криминалы члены ЕР, партии власти ... это не чистка рядов - убирание зарвавшихс...«Тимур и его кома...
  • Liudmila Solodko
    Всему есть предел, кроме жадности человеческойСКР: замглавы Мин...
  • Александр Лагуткин
    Почему в СК не создал экономический отдел, задачей которого было бы просто сравнивать у чиновников их расходы, стоимо...«Тимур и его кома...

Как переписывали императорскую Россию

28 января (по новому стилю 9 февраля) 1897 года был создан первый социологический портрет Российской империи. Этот портрет стал результатом всеобщей переписи населения – первой и, как оказалось, последней в императорской России.

Коллективный портрет империи слагался из социологических миниатюр всех лиц, живших в ее пределах. В свою очередь, индивидуальные портреты должны были содержать 14 основных признаков: 1) имя, отчество и фамилию, или прозвище; 2) семейное положение (холост, женат, вдов, разведен); 3) отношение к хозяину (родственник, свойственник, приемыш или жилец, прислуга, работник и т.п.); 4) пол; 5) возраст; 6) состояние или сословие; 7) вероисповедание; 8) место рождения; 9) место постоянного жительства или место приписки, а для иностранцев, сверх того, и подданство; 10) место постоянного пребывания; 11) родной язык; 12) грамотность; 13) занятие, ремесло, промысел, и 14) важнейшие физические недостатки, как-то: слепоту, немоту, глухонемоту, душевную болезнь.

В результате переписи удалось получить 125 640 021 таких индивидуальных социологических описаний, что и составило общую численность населения. Дальнейшая аналитика дала такие результаты. Городское население империи составило 13,4% жителей империи, общий уровень грамотности оказался 21,1 %  (29,3 % среди мужчин и 13,1 % среди женщин). Сословия расположились следующим образом: крестьянство – 77,5 %, мещане – 10,7 %, инородцы – 6,6 %, казаки – 2,3 %, дворяне  – 1,5 %, духовенство – 0,5 %, почетные граждане  – 0,3 %, купцы – 0,2 %, прочие – 0,4 %. Этнические группы, выявленные по родному языку, выстроились так: великороссы – 44,3 %, малороссы – 17,8 %, поляки – 6,3 %, белороссы – 4,3 %, евреи – 4,0 %. А признанные в империи вероисповедания дали такую статистическую картину: православные – 69,3 %, мусульмане – 11,1 %,  римо-католики – 9,1 % и иудеи – 4,2 %.  На тот год в стране было уже два города-миллионника – Санкт-Петербург и Москва – 1 264 900 и 1 038 600 жителей соответственно. Ближе всего из тогдашних городов империи к ним подобралась Варшава – 683 700 жителей.

Но это только «сливки» из тех данных, которые удалось получить в результате переписи. Основной объем информации обрабатывался более 8 лет, а публикация итогов переписи началась уже в 1898 году. Всего за 1898-1905 годы было выпущено 89 томов в 119 книгах (по губерниям и областям империи) под общим заглавием «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.». Редактором этого фундаментального исследования был председатель российского Статистического совета и вице-президент Международного статистического института Н.А. Тройницкий. А вот инициатором и главным архитектором переписи 1897 года явился другой выдающийся русский ученый, географ, ботаник и статистик, член Государственного совета П.П. Семенов-Тян-Шанский.

Государственную необходимость в проведении всеобщей переписи российское правительство ощутило еще в начале 1870-х годов. В стране вводилась всеобщая воинская повинность, и правительственная комиссия, созданная по этому случаю в 1873 году, пришла к выводу о том, что «самым надежным средством для учета лиц, подлежащих воинской повинности, может служить народная перепись, обнимающая собой всех без изъятия подданных государства». Комиссия направила свои предложения высшему начальству, и уже в феврале 1874 года при министерстве финансов была создана другая комиссия под председательством сенатора А.К. Гирса. Этот рабочий орган должен был «составить предложения о мерах, какие могут быть приняты для ведения на будущее время правильного счета лиц, подлежащих воинской повинности». В комиссию сенатора Гирса как раз и был представлен проект положения о переписи, составленный П.П. Семеновым-Тан-Шанским. В 1877 году этот проект в доработанном виде поступил в Государственный совет, но его рассмотрение было отложено из-за русско-турецкой войны. Попытка вернуться к практическому воплощению идеи народной переписи состоялась в 1883 году, но опять безрезультатно. И только десять лет спустя, в 1893 году, русское правительство обратило самое пристальное внимание на этот проект. В этот раз государственная задача диктовалась «необходимостью иметь точные цифры населения отдельных местностей, уездов и губерний для правильной постановки продовольственного дела». Речь шла о ликвидации последствий экономического и эпидемического кризиса, поразившего в 1891-1892 годах 17 губерний Черноземья и Среднего Поволжья. Главной причиной голода и эпидемий в этих областях стал чудовищный неурожай.

Поиски выхода из кризиса, вызванного этим бедствием, и стали главной причиной, по которой «делу о переписи» был дан неотложный ход. Статистический совет пересмотрел проект Положения о I всеобщей переписи населения, выработал новый вариант и через министра внутренних дел представил его в Государственный совет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх