Последние комментарии

  • Владимир Химанов18 декабря, 19:32
    Этой падле кастрюлеголовой, свинячья смерть!!!!Даешь!!! Всем пидарам правосекам такой же исход!!!!Правосека Игоря Коцюрубу убили во львовском городе Червоноград
  • Сергей Саенко18 декабря, 19:15
    А США что-нибудь перепадет за это?В ООН назвали вероятного разжигателя крупномасштабной войны России и Украины
  • valis rugtajs18 декабря, 19:14
    Мечты сбываются... Правосека Игоря Коцюрубу убили во львовском городе Червоноград

240 лет назад была разогнана Запорожская Сечь

«Мы, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, (…) восхотели через сие объявить (…), что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со изтреблением на будущее время и самого названия запорожских казаков…»

За державной строкой

Так начинался манифест Екатерины II «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» от 3 (14) августа 1775 года.

Документ достаточно велик, продраться сквозь витиеватую тогдашнюю лексику непросто – так что в справке мы пересказываем его суть современным языком.

Набеги запорожцев на прибывающих в Новороссию поселенцев – уже этого хватало, чтобы Петербург принял жёсткое решение. Были ещё обстоятельства, о которых ниже. Но интересно разобраться с первопричиной событий. Она, думается, в столкновении двух принципиально разных психологий – скажем так, строго-государственнической и вольно-партизанской.

Перечитывая классика

Говоря про Сечь – как не вспомнить «Тараса Бульбу»! Потомок запорожцев, Гогольписал о людях, которые жили уже лишь в преданиях. Плохое забылось. Представляя российскому читателю своих славных предков, сам восхищаясь их мощью и живописностью, писатель словно заново творил роскошный национальный миф. Заметим, такие мифы – не обязательно неправда. Просто они подчёркивают и гиперболизируют одни моменты, оставляя в тени другие. При этом – гений есть гений: Гоголь, по сути, острых углов не обходил. Просто на его героев можно взглянуть под другим ракурсом – без авторских любования и снисходительности.

Повесть, как помните, начинается с приезда к Тарасу сыновей. Пора вчерашним бурсакам становиться настоящими казаками! Да и сам Бульба без дела засиделся. Да вот беда – войны нет… В Сечи Тарас уламывает кошевого атамана «пойти на Турещину или на Татарву». Тот не хочет – не имеем права, султану мир обещали. Тарас возмущается: а) «Да ведь он бусурмен: и бог, и Святое писание велит бить бусурменов»; б) «Вот у меня два сына. Ещё ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь – не имеем права». И наконец, решающий довод: «Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы?» (То есть Тарасу повоевать-пограбить охота, но при этом – ссылка на высокие материи.) Кошевой, однако, упирается. Тогда Бульба подпаивает других казаков, собирает общий сход и подбивает выкрикнуть в новые кошевые своего человека – Кирдягу (демократия, однако). Увы, и Кирдяга на турок идти опасается. Тут на удачу появляются какие-то казаки-оборванцы (автор вскользь уточняет, что не ясно, почему оборванцы – то ли после беды, то ли просто пропились). Они рассказывают: на прочей Украине поляки обнаглели, ксёндзы в таратайки (брички-двуколки) православных запрягают, а церкви наши «у жидов на аренде». Так не так – чего проверять? Ура! Повод найден!...

Источник ➝