На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 850 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Гришин
    Пройдет некоторое время и страна столкнется с большим кризисом в области образования, медицины и т.д. Уже сейчас не х...Яйца на полке и «...
  • ЮРИЙ ЧИБРЯКОВ
    До подорожания они стоили 70, 80 рублей а после того как подешевели 119 и дороже, так где они подешевели и причем тут...Яйца на полке и «...
  • ЮРИЙ ЧИБРЯКОВ
    Люди добрые, подскажите пожалуйста в какой  это стране, где такая новость или это может в каком то нашем городе?Яйца на полке и «...

Как Петр I положил начало женской эмансипации

 

7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1714 года в России произошло событие, которое можно смело назвать революционным в сфере эмансипации женщин. Конечно, это была революция сверху, «самодержавная революция», инициированная и проведенная лично монархом – «Государем Всепресветлейшим и Державнейшим Петром Великим».

А «сфера» оказывалась весьма узкой и избранной – корпорация кавалерственных дам. Собственно благодаря этому событию дамы и становились кавалерственными. Иными словами, отныне благородные дамы в сословной иерархии нового регулярного государства могли быть равны благородным кавалерам. Так что же произошло?

Читаем в «Гистории Свейской войны» – уникальной хронике Петровской эпохи:

«Ноября в 24 день, то есть в день тезоименитства ее величества государыни царицы Екатерины Алексеевны, государь сам наложил на ея величество новоучиненную ковалерию ордина Святыя Екатерины, которой орден учинен в память бытности ее величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужеская персона видима всеми была».

Итак, в этот день впервые в истории Российского государства появился женский орден – орден Святой великомученицы Екатерины. В привычном нам сегодня значении орден – это, прежде всего, государственная награда. Но в петровские времена награждение орденом означало еще и дарование особого титула кавалера орденской корпорации. 

Этот смысл был унаследован из европейской традиции рыцарских орденов: военно-монашеских, таких как Орден Святого Иоанна Иерусалимского, или светских, как например, британский Орден Подвязки. В любом случае, это было закрытое общество титулованных кавалеров, которых связывали статуты (устав) ордена, цели его деятельности и общие собрания. В России учреждение орденов отвечало общим задачам государственного строительства, проводимого Петром I. Программу этого строительства в современных терминах можно описать как «социальное дисциплинирование». Термин этот научный и явно иностранный, по-русски и с большим историческим основанием его можно было бы заменить на «чиностроительство». Слово на первый взгляд странное, но вполне понятное. В русской традиции «чин» – это и сословный статус и свойственные ему обязанности. Именно этим – выстраиванием нового российского общества по чинам как раз и занимался государь-преобразователь. Статус и обязанности должны были быть присвоены каждому члену общества. Основными моделями и механизмами этого «чиностроительства» служили двор, жизнь которого подчинялась строгому регламенту и церемониалу, регулярная армия и полиция. Армия и полиция в нашем случае ни при чем, а двор – это как раз то избранное пространство, в котором или вблизи которого обитали кавалерственные дамы. К тому же русский «чин» – это один из возможных переводов латинского слова ordo, которое к тому же означает еще и «орден». Системной реформой на пути петровского «чиностроительства» стал закон от 24 января (4 февраля по нынешнему стилю) 1722 года, вводивший «Табель о рангах». Эта «Табель», установившая четкую иерархию всех чинов в Российской империи, значительно продвинула, в свою очередь, и дело социальной эмансипации женщин. Иными словами, стала продолжением той «самодержавной революции», которой стало учреждение женского ордена Св. Екатерины. В «пунктах» к «Табели» говорилось о том, что «все замужние жены поступают в рангах по чинам мужей их». Там же читаем, что «дамы и девицы при дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются» следующие ранги: обер-гофмейстерина, действительная статс-дама, действительная камер-девица, гоф-дама и т.д. Но кавалерственные дамы в этой иерархии составляли особый чин.

В записи из «Гистории Свейской войны» говорится о том, что орден Св. Екатерины учрежден «в память бытности ее величества в баталии с турки у Прута». Действительно, орден был основан в память о драматическом событии 21 июля 1711 года, когда во время Прутского похода Петра I в Молдавию его армия попала в критическое положение. Турки блокировали русскую армию, прижатую к реке Прут. Порядка 160 орудий бесперебойно обстреливали русские позиции, а янычары даже решались на прямые атаки. Положение армии Петра I было действительно отчаянным: кое-какие боеприпасы еще оставались, а вот провиант уже истощился. Русским войскам грозил голод, а может быть и плен. Сам Петр, по свидетельству очевидцев, «будучи окружен турецкою армией, пришел в такое отчаяние, что как полоумный бегал взад и вперед по лагерю, бил себя в грудь и не мог выговорить ни слова. Большинство думало, что с ним удар». Единственным выходом служило предложение о мире. Мирного соглашения удалось достичь не только благодаря дипломатическому искусству переговорщиков во главе с вице-канцлером П.П. Шафировым, но и за счет подкупа турецкого великого визиря Балтаджи Мехмед-пашы. Только в карман главного министра Османской империи перекочевали 150 тысяч рублей из российской казны, в другие турецкие карманы, помельче, также легли неплохие суммы. В итоге мир был заключен.

Существует предание о том, что супруга Петра – Екатерина Алексеевна (ее уже тогда звали царицей) – отдала все свои драгоценности на государственный подкуп. Однако Юст Юль, датский посланник в России и непосредственный очевидец тех событий, говорит по этому поводу следующее: «Во время сражения царица раздарила все свои драгоценные камни и украшения (первым) попавшимся слугам и офицерам, по заключении же мира отобрала у них эти вещи назад, объявив, что они были отданы им лишь на сбережение». Что произошло тогда с Екатериной и ее драгоценностями, мы точно сказать не можем. Важно, однако, что сам Петр при учреждении Ордена Св. Екатерины высочайше охарактеризовал роль своей супруги в Прутской драме так: она «в такое опасное время не яко жена, но яко мужеская персона видима всеми была». И первоначально наш орден назывался «Орденом Свобождения». Освобождения государя и его армии от плена и нечестия. 

Итак, в память того события, в котором государева жена всеми была видима «не яко жена, но яко мужеская персона» и была основана в России первая орденская корпорация кавалерственных дам. Согласно статуту возглавляла эту корпорацию Начальница, или Орденсмейстер, в особе Ее Императорского Величества. За ней непосредственно следовали Наместница, или Диаконисса – супруга наследника престола. Орденом Св. Екатерины могли быть пожалованы только дамы дворянского достоинства. А «каждая дама, орденом пожалованная, должна учинить торжественное обещание пребыть верною Императорскому Величеству и никогда не сообщаться ни в какой умысел против Его особы, ниже против Его власти самодержавной». Орден имел 2 степени: Большого и Малого креста. Число кавалерственных дам Большого креста не могла быть более 12, а Малого – более 94. Но это уже регламентации времен царствования Павла I. А изначально, при Петре I ордена Св. Екатерины была удостоена только его супруга Екатерина Алексеевна. После смерти Петра, когда Екатерина I стала самодержавной императрицей, ею было пожаловано 7 таких орденов. Дальше – больше: при Елизавете Петровне – 13, при Екатерине II – 41, при Александре I высшую женскую награду Российской империи получили 139 дам, при Николае I – 176, при Александре II – 112, при Александре III – 64, а при последнем императоре – 105. Итого, с 1714 по 1917 год имеем 734-х высокопоставленных орденоносиц.

Награжденные вносили в Капитул российских орденов единовременно плату на богоугодные заведения: 400 рублей (Большой крест) или 250 рублей (Малый крест). 21 дама, выбранная орденсмейстером, награждалась за заслуги (просветительство и благотворительность) командорствами (т.е. орденскими поместьями). Впоследствии командорства были заменены ежегодным пенсионом.

А вот описание самого ордена, согласно статуту:

«Белый крест в руках Св. Екатерины, в самом же центре его другой меньший крест, украшенный лучами; между спицами креста четыре латинские буквы: D.S.F.R., означающие: Domine salvum fac Regem – «Господи, спаси Царя!» (начало стиха в 19-м псалме); на банте, к которому сей крест привязан, серебряными словами изображен орденский девиз: "За Любовь и Отечество"».

Далее: «Звезда серебряная, в середине которой на красном поле серебряный крест на таком же полукружии, а в окружности изображен золотыми буквами орденский девиз». «Крест дам большого креста отличается велечиною от меньшего креста кавалерственных дам, носимого на левой стороне, а крест Начальницы Ордена или Орденсмейстера отличается от всех как величиной, так и богатством украшения». Примечание: «Кресты ордена Св. Екатерины первой степени украшаются бриллиантами, а второй – алмазами». Знак Большого креста носился через правое плечо на ленте шириной 10 см. Первоначально это была белая лента с золотой каймой, а с 1797 года — красная с золотой каймой. К знаку полагалась восьмиконечная звезда на левой стороне груди. Знак Малого креста носился также на левой стороне груди, но на банте из белой ленты с девизом ордена. В царствование Павла I цвет ленты так же был изменен на красный с серебряной каймой.

Капитульным храмом ордена вначале считалась церковь Св. Екатерины в Таврическом дворце Петербурга, а с 1845 года – церковь Святой великомученицы Екатерины при Училище ордена Святой Екатерины. Располагалось это училище (Екатерининский институт благородных девиц) на набережной реки Фонтанки, дом 36. С 1949 года это здание принадлежит Российской национальной библиотеке, известной в читающем народе как «Публичка».

Торжественным праздником ордена было 24 ноября (7 декабря по новому стилю) – день литургической памяти св. Екатерины Александрийской, христианской мученицы, жившей в конце III – начале IV века. В этот памятный день в капитульной церкви Св. Екатерины собирались все кавалерственные дамы ордена.

Декретом ВЦИК и СНК от 10 (23) ноября 1917 года орден Святой Екатерины был упразднен.

Указом Президента РФ от 3 мая 2012 года в России был вновь учрежден орден Святой великомученицы Екатерины. Но это уже немного другая история.

В конце нашей истории рискнем поставить такой вопрос. А может быть у церковного праздника св. Екатерины и исторического дня 24 ноября (7 декабря), когда в нашем отечестве был учрежден первый женский орден, существует куда больше прав называться «Женским днем» в России, чем у пресловутого «8 марта»? А все-таки?

Автор: Александр Пыжиков, доктор исторических наук РАНХ и ГС

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх