На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 826 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алина Белова
    Ну,ну,  пусть побесится  эта  румынская  ставленица, ей  полезно.Молдавия выразила...
  • вера
    А сколько писали,что смерть была мгновенной,пища  -трава не успевала перевариться?Исследование: нов...
  • Николай
    А когда его: куда не плюнь везде ОНО!?Терапевт Лапа: Не...

Двадцать лет на смену элит

Сегодня часто говорят об обновлении элит. Кадровые революции – неизбежный спутник государственных перемен. И в отечественной истории такое случалось не раз. Вспомним 1917 год и 1991-й, когда уходили в прошлое эпохи, менялись векторы развития. Как это происходило тогда и как происходит сегодня? Об этом главный редактор «АН» Андрей Угланов разговаривает с известным историком, доктором исторических наук Александром ПЫЖИКОВЫМ.

Перемены в верхах

Конечно, в 1917 и в 1991 годах менялись эпохи. В массовом сознании с точки зрения влияния на жизнь эти даты – судьбоносные. Однако если говорить о масштабах последовавших кадровых обновлений, то всё не так однозначно, как обычно представляется. Возьмём Февральский переворот 1917 года, отправивший в небытие российскую монархию. Что поменялось в кадровом составе власти после этого грандиозного события? На удивление – немногое. Привилегированного положения лишились члены фамилии Романовых, придворных кругов, министры. Место высшего слоя царской элиты заняли лидеры оппозиции из либералов, купечества и социалистов, в течение 12–15 лет рвавшиеся «порулить» страной. Но несложно заметить: речь только о самой верхушке. В ведомствах же костяк государственных служащих, начиная с заместителей министров и ниже, оставался практически неизменным. Во Временном правительстве никто и не думал изгонять старое чиновничество, лишь в силу злобы дня разбавленное эсеровской и меньшевистской интеллигенцией.

– Александр Владимирович, с Октябрьской революцией дело обстояло иначе. После неё кадровая революция осуществлена уже в широких масштабах.

– Сперва всё начиналось бойко. В наркоматах (так стали называться министерства) руководящие должности заполнили члены большевистской партии. Произошло это потому, что чиновничество объявило бойкот, отказывалось выходить на службу. После Февральского переворота ничего подобного не наблюдалось. Тогда преобладал оптимизм, правда, быстро угасавший по мере нарастания общего хаоса. Затем страна втянулась в кровопролитную Гражданскую войну. Вот на её фронтах и произошла своего рода реинкарнация поначалу отвергнутых большевиками старых кадров. В ряды Красной армии привлекаются те, кому, казалось бы, по определению не могло быть места в революционных войсках. На командные должности активно назначаются бывшие царские военнослужащие. В итоге значительная часть комсостава Красной армии состояла из офицеров и генералов прежнего режима. Назовём, например, А.А. Брусилова, С.С. Каменева, Н.М. Потапова. Ими была проведена реорганизация разрозненных отрядов, превратившая полупартизанские соединения в регулярную армию под единым командованием. Если бы не это, то неискушённый в боевом искусстве большевистский истеблишмент ожидал неминуемый крах.

По окончании войны бывшие царские офицеры и генералы осели в Наркомате обороны, в военных округах и академиях. Так, среди руководящего состава военного наркомата их числилось свыше 55%. С началом мирной жизни в советский аппарат также хлынул поток бывших чиновников, остававшихся в стране. Они занимали должности, требующие конкретных знаний и опыта в той или иной отрасли экономики и управления. Специалистов из министерств царской России, например, в Наркомате путей сообщения насчитывалось свыше 80%, в Наркомате торговли и промышленности – 55%, в Наркомпроде – 60%, в Наркомате социального обеспечения – около 40%. Кстати, реанимация финансов, запуск транспортной сети в СССР стали делом рук именно спецов, чей опыт оказался востребован.

Перелицовка госаппарата

– То есть вы хотите сказать, что кадровое обновление не связано напрямую с Октябрьской революцией? Но каждый знает, что оно имело место, хотя приведённые цифры частично и опровергают это мнение.

– Разумеется, на кадровую революцию это не совсем похоже. Тем не менее вы правы: она состоялась. Здесь нужно понимать: смена элит никогда не происходит мгновенно, в силу какого-либо одного события. Сегодня кажется, что торжество Октябрьской революции привело к такой кардинальной смене. Однако, как мы видим, в действительности этот процесс занял немалый отрезок времени. Перелицовка государственного аппарата в целом стартовала лишь на рубеже 20–30‑х и завершилась 1937 годом. Вначале из руководящего слоя была удалена практически вся категория так называемых «бывших» (за редкими исключениями). Затем дело дошло и до большевистского бомонда, который неплохо освоился на властном олимпе.

– Как говорится, революция пожирает своих детей?

– Теперь давайте вспомним, что это были за «дети». Профессиональные революционеры – из интеллигентов, – олицетворявшие мечту о мировом интернационале. Привнеся в русскую революцию немало энергии, они с таким же успехом могли участвовать и в революции испанцев или индусов. Их восприятие России никогда не отличалось, мягко говоря, возвышенностью. Эти деятели ожидали краха буржуазного мира в передовых Англии, Германии или во Франции. В такой идеологической атмосфере протекли в СССР все 20-е годы. И только затем на первый план выдвигается курс на разрыв с марксистской классикой и опорой на национальные устои. Рождается новый идеологический формат, где приоритет мировой революции отодвинут на задний план, уступив место идеологическому концепту «русский народ – старший брат». Никто не может встать вровень с передовым русским народом, прокладывающим человечеству путь в светлое завтра. Деятели типа М.Н. Каткова или К.П. Победоносцева в своё время не могли и мечтать о подобном. При самодержавном строе им не позволили бы так развернуться. А при Сталине прорвавшаяся сквозь толщу космополитического марксизма, мощно спрессованная патриотическая доктрина стала явью!

Конечно, такое преображение большевизма не могло не поражать....

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх