На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 853 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Павлов
    Руководству Евросоюза начхать на всё, что будет потом! Они сейчас получают нехило, а интересы стран и  их населения  ...Военные подгоняли...
  • Алина Белова
    Рогов: спецоперац...
  • Александр Бабин
    Ну побольше Зеленскому финансов подкидывайте что бы ему ещё какой нибудь королевский дворец и буде вам счастье.Глядиш...Макрон предупреди...

Манящие миры

Каждое появление на сцене представителей аборигенной культуры Севера заставляет восхищаться этническим многообразием нашей страны. Причём удивляет оно не только россиян из других регионов, но и весь мир! В 1972 г. после триумфальных концертов корякского ансамбля «Мэнго» в Париже вся Франция носила одежду с этническими северными мотивами. Последние десять лет практически единственной возможностью для обычных зрителей увидеть коллективы коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока являются выставка-ярмарка «Сокровища Севера” и уникальный кочующий фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия». Титульные ансамбли национальных территорий – легендарные камчатский «Мэнго», чукотский «Эргырон», магаданский «Энэр», эвенкийский «Осиктакан», ненецкий «Хаяр», ямальский «Сыра’Сэв», таймырский «Хэйро» – где они сейчас? В каком состоянии, почему редко появляются на общероссийских площадках? Действительно ли их репертуар отражает традиционную культуру северян? Ответить на все эти вопросы и сделать своего рода обзор состояния коллективов «НА» попросил Елену ТЮРИНУ, автора идеи и бессменного руководителя фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия».

Все коллективы живы. Но находятся в разном состоянии. Вместе не собирались уже лет десять – с тех пор как отменили праздничное шествие по Красной площади в День России. Но в 2014 году поводы для встреч появились, состоялись два больших культурных форума – культурная программа XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, I Всероссийский фестиваль и выставка народной культуры всё в том же Олимпийском парке Сочи.

Национальный ансамбль танца «Сыра’Сэв» представлял Ямал на обоих форумах. На Олимпийских играх – с первого до последнего дня. Но исключительно на экспозиции Ямала, в замкнутом тесном пространстве. И ещё в программах, представляющих только округ. На объединённой северной площадке Олимпийского парка ансамбль не выступал. Правда, на I Всероссийском фестивале и выставке народной культуры в соответствии с распределением сценических площадок «Сыра’Сэв» всё же оказался в хорошей северной компании. А после сочинского форума, практически случайно, вместе с представителями Таймыра, Камчатки, Алтая, Эвенкии, Мурманской области поучаствовал в программе «Пространство памяти» кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия», которая была представлена в Брянске, Гомеле, Добруше, Мозыре, Светлогорске, Смоленске. Программа об участии коренных малочисленных народов в Великой Отечественной войне получила высокую зрительскую оценку, как, впрочем, и каждый участник в отдельности. А ансамбль «Сыра’Сэв» получил несколько индивидуальных приглашений.

Но в последние четыре года замечаю ревностное отношение «верхов» к ансамблю: даже если и выпускают за пределы Ямала – почему-то крайне малым составом и только в строго очерченных корпоративных границах. Развитие ансамбля руководство округа видит в «осовременивании» репертуара. Пока этому коллективу удаётся сохранять хороший творческий уровень. Чего уже нельзя сказать об ансамбле национальной песни «Сёётэй Ямал», получившем звание «губернаторский», но утратившем национальный дух.

Таймырский народный ансамбль песни и танца народов Севера «Хэйро» несколько раз в год бывает представлен в межрегиональных и федеральных культурных проектах. Но почти всегда урезанным составом и, соответственно, с короткими программами. А потому как-то совсем невидим в культурном пространстве страны.

Народный ненецкий молодёжный ансамбль песни и танца «Хаяр» блистал на Олимпийских играх. Накануне два года подряд был лучшим на международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера», ежегодно проходящей в Москве, выезжал на зарубежные фестивали в Испанию и Финляндию. Добротные сценические костюмы, хорошая хореографическая подготовка, высокая техника исполнения танцев, отличный вокал – ансамбль-праздник! Правда, у этого ненецкого праздника есть явный русский акцент.

О степени традиционности ненецкого танца спорят давно. Не было его вообще или безнадёжно утрачен – пока учёные ищут истину, ненцы танцуют, формируя этот пласт национальной культуры.

Эвенкийский народный ансамбль песни и танца «Осиктакан» ни в одном крупном мероприятии за последние годы не участвовал. И вообще после объединения Эвенкийского автономного округа с Красноярским краем за пределами края практически не был замечен.

Магаданский ансамбль песни и танца «Энэр», многие годы ассоциировавшийся исключительно с летучим голландцем из-за частых гастролей, пару лет назад стал реальностью культурного пространства страны. Дерзкий, многоликий, разноплановый. Но в последнее время ансамбль серьёзно грешит этнографической неточностью и преобладанием эстрадного репертуара.

Что касается аборигенных танцев Чукотки и Камчатки – самобытных, ярких, отшлифованных веками – тут споры не утихают вокруг объединения традиции и современности. Но наступает тишина, когда представлены качественная традиция и качественная современность. Как в случае с камчатской брейк-данс-группой «Банго-Банго», возникшей в конце 90-х годов прошлого века на волне захлестнувшей Россию хип-хоп культуры. Правда, это едва ли не единственный положительный пример.

Качественную традицию на Камчатке представляют многие ансамбли: ительменский «Эльвель», корякский «Ангт», эвенские «Нергэнэк» и «Нулгур». В последние годы они часто бывают в Москве, и от регионов приглашениям нет числа! Везде победители, всюду лучшие! Аж шесть камчатских ансамблей участвовали в культурной программе Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи. В том числе и легенда российского Севераансамбль «Мэнго». Он по-прежнему – национальная визитная карточка России за рубежом. Но высокая сценическая техника, достигнутая ансамблем сегодня, снижает энергетический посыл народного танца. Правда увидеть коллектив россиянам с материка (так на Камчатке называют остальных жителей страны) непросто. Передо мной два гастрольных графика Государственного академического Корякского национального ансамбля танца «Мэнго» имени А.В. Гиля внутри страны с 30-летним интервалом. Если в 1984 году там стоят многомесячные гастроли по городам Украины, Кавказа и Казахстана, то в 2014-м – лишь Сочи и два города в Амурской области.

Впрочем, всего на Камчатке около 20 коллективов, представляющих аборигенные культуры. Многими руководят ученики непревзойдённого Александра Васильевича Гиля, создателя ансамбля «Мэнго» и уникального направления в мировой хореографии. И их опыт – своеобразный знак качества.

Самое большое количество этнических ансамблей на Чукотке – около 70. Выездным всегда был только государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон». Он проехал весь мир вдоль и поперёк. Но в последние годы вдруг исчез из культурного пространства страны. Причиной тому были и финансовые, и творческие проблемы. Но сегодня ансамбль в прекрасной форме и с огромным репертуаром. К 70‑летию Победы выпустил спектакль «Каквыт», повествующий об одной из миллионов трагедий войны. Войны, которая дошла и до чукотского стойбища. История основана на реальных событиях. Очень бережно перенесена на сцену талантливым чукотским режиссёромЕленой Тевлянкау. Трепетно и пронзительно рассказана артистами. Такими постановками и такими коллективами страна может гордиться. Вот только путь их к зрителю сегодня очень непрост. И прежде всего из-за высоких цен на авиабилеты. Но другого транспорта в этих широтах просто нет.

Вся надежда на появившиеся недавно крупные общероссийские фестивальные проекты типа «Вместе мы – Россия!». А также на включение в ФЦП «Культура России» обменных гастролей северных коллективов аналогично существующей уже программе для российских театров. И тогда манящие миры неповторимого искусства аборигенов нашего Севера станут достоянием всех без исключения россиян.

Из истории Государственного чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон»

1985 год.

В составе ансамбля – 30 артистов. С марта по май гастрольная поездка по городам Центральной России, Украины, Эстонии. Слава «Эргырона» сродни славе и популярности ансамблей И. Моисеева, «Берёзки». В июне коллектив участвует в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. За высокий художественный уровень исполнительского мастерства и активное участие в культурной программе фестиваля ансамбль награждён Дипломом и Грамотой Министерства культуры и ЦК ВЛКСМ. В этом же году за пропаганду народного творчества среди молодёжи «Эргырону» присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола.

2014 год.

В ансамбле 20 артистов. С января по декабрь дали 20 концертов в районах своего автономного округа. Украсили своими номерами 40 мероприятий различного плана – от эстафеты Параолимпийского огня до Дня защиты детей. Выступили во Владивостоке на II межрегиональном этапе в ДФО Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», дали 4 концерта в Приморском крае.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх