Почему российская сатира становится похожей на советскую
развернутьВ фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» граф Рошфор объясняет кардиналу Ришелье, что нельзя посадить в Бастилию народ, который сочиняет про него памфлеты. «Запомните, нет такого народа, который я не могу посадить в Бастилию», – одёрнул подчинённого первый министр. В толстенном романе Дюма этот диалог звучит совсем иначе, а создатели фильма глумились, конечно, не над Францией XVII века. «Мушкетёры» вышли на экраны, когда за анекдоты про Брежнева уже не сажали, но профессиональная сатира была в загоне: Жванецкий выступал в банях, почти не издавали Зощенко и даже ради «12 стульев» надо было сдавать макулатуру. Сегодня сатира возвращается в подполье. «В Бастилию» можно попасть за лайк, а на ТВ вновь проклятия в адрес США и войны на чужбине, сериалы про сыщиков и юмор про алкашей.
Наше всё
Если сатира – это остроумная атака на зачинщиков социальной несправедливости, то главная задача официального кино, телевидения, журналов как раз обратная – убаюкивание разума. Однако разум граждан не получалось эффективно усыплять ни при царе, ни при коммунистах. Булгаковские Шариков и профессор Преображенский шутили на разных языках, и только в послевоенные годы сформировалось национальное чувство юмора, понятное и академику, и водопроводчику. Одно воспоминание о кукурузе, которой бредил Никита Хрущёв, по сей день вызывает улыбку. Наши папы и мамы приклеивали к обоям в своих хрущёвках журнальные фотографии, на которых Хрущёв с женой Ниной и Джон Кеннеди с супругой Жаклин встречаются в Вене по поводу Берлинского кризиса. Что смешного? А приглядитесь: как будто старики-родители приехали из глубинки проведать процветающих в столице детей.
Для западного человека дом и автомобиль – святое, а в СССР больше всего шуток сочиняли как раз про хрущобы и про горбатый «запорожец», в салоне которого помещаются 17 человек с гармонью. Со стороны может показаться, что самым популярным иностранцем в Союзе был Фидель Кастро. Но в реальности народ пел и такие песенки: «Куба, верни наш хлеб, Куба, возьми свой сахар. Нам надоел бородатый Фидель, Куба, пошла ты на х...р» Сегодня в новостях читаем, что Россия привлечёт лучших специалистов для восстановления сирийской Пальмиры. «А можно сначала восстановить саму Россию?» – интересуется Марьиванна.
Можно проводить параллели: дескать, вместо четверостиший и анекдотов сегодня мемы и голые факты, которые «прорубают» и без всякой художественной формы: «Колизей в I веке построили за 8 лет, а стадион в Питере не могут достроить за 10», «Сейчас модно любить Российскую империю, СССР, царя, Сталина, Путина и верить в Бога». Или ещё: «В Екатеринбурге помощник депутата внедрился в компанию алкашей, чтобы узнать, где ещё продаётся боярышник», «Проблема депутатов в том, что они принимают законы, а им надо принимать лекарства».
Даже внук поймёт со временем, над чем смеялся дед. «Дедушка в поле гранату нашёл, сунул в карман и к обкому пошёл. Дошёл до обкома, бросил в окно, дедушка старый, ему всё равно». Вроде бы бред для дитяти, но и через два поколения ему станет понятно, что садистские стишки рождались в пику формализму, проникшему во все поры общества.
– Как-то ещё в советские времена меня принимали однажды в одном из совхозов-миллионеров под Ташкентом, – рассказал «АН» скульптор, академик Владимир Горевой. – Годы спустя из перестроечной прессы я узнал, что в совхозе была собственная тюрьма для тех, кто хотел его покинуть. Но тогда ничего подобного заподозрить было нельзя: стол накрыт, в пруду плещутся карпы, а сказочные деревья бросают на гостей приятную тень. Поначалу казалось, что на востоке не стремятся к показухе: ни одного из многочисленных тостов не прозвучало за партию и вождей. Но за открытыми воротами мелькали тракторы, и я заметил, что у одного из «Беларусей» сильно погнуто правое крыло. Он мелькал то и дело. Видимо, несколько тракторов ездили вокруг территории совхоза, создавая иллюзию работы. В 1982 году я открывал памятник Семёнову-Тян-Шанскому в Киргизии, местные партийцы долго не могли поверить, что я собираюсь говорить без конспекта. Их беспокойство выразилось в том, что у розетки, к которой был подключён микрофон, сидел специально обученный человек, готовый в любую секунду выдернуть шнур.
А вот современная история: в посёлке Луговский (Иркутская область) решили творчески подойти к модной нынче теме оптимизации. Более года назад в здание местного детского сада «Солнышко» заселили психоневрологическое отделение. Глава местного следственного комитета констатирует: «Внутри здания есть коридор, соединяющий психоневрологическое отделение и детский сад, при этом разделяющая их дверь на момент осмотра была открыта. Дети гуляли на той же территории и в то же время, что и пациенты отделения с психическими заболеваниями». Если бы внук рассказал эту историю деду, тот рассмеялся бы, но ничего не понял. В его время это был бы чистой воды анекдот – вот она, связь поколений посредством юмора.
Условно запрещено
Ещё одна отличительная черта нашего народа – неумение молчать, даже когда существует реальная опасность пострадать за свой язык. Часто говорят, что русский в ответ на несправедливость берётся за топор. На самом деле – куда чаще разит острым словом...
Реакции на статью

Комментарии
Российская бабка, с Российским дедком –
Пытались яичко разбить, молотком.
Мечтали, богатством огромным разжиться,
И сразу, в дворце золотом очутиться.
Но чтобы разбить золотое яйцо,
Им надо к иконе причислить лицо –
Того, кто у власти уже столько лет,
И якобы знает заклятья от бед.
Отдать голос свой в избирательном бланке
И взять миллион в сберегательном банке.
Молиться на власть, по её наущению,
И ждать чудеса по её повелению.
Им власть обещает - ну как в МММ,
Что жизнь их устроит, без всяких проблем.
Хотя, с каждым годом, становится хуже,
А вся экономика плавает в луже.
Увы, не поможет, им курочка Ряба,
Останутся с носом и дедка и баба.
Фальшивое это у власти - яйцо,
А также фальшиво, с улыбкой, лицо.
Кто всем обладает, не будет - делится,
Поэтому, к власти он очень стремится.
А нам все одно – нищета и налоги,
И милости ждать, обивая пороги.
Беркутов Сергей г. Пермь 29. 01. 2012. Текст скрыт развернуть
Потому что всем советским диссидентам всего за одно поколение выращенных ими фанатов, разворовавшим ОБЩЕСОВЕТСКОЕ достояние на свои заграничные счета, брать тут больше нечего.
А ЯЗЫКОМ и оружием не созидают, а разрушают. Потому нашим властям в виде списков Магнитского и запрещает доступ к наворованному попользовавший и бросивший их Запад. И приходится им приспосабливаться к советскому у бывших "совков" менталитету 1/6 части суши, где живут доверчивые (честные) в большинстве своем народы. По климату прямолинейные и без СЛОВА, равного ДЕЛУ никогда не выживающие.
Не принимающие в качестве реального чувства, помимо 5-ти природных, диссидентское чувство ЮМОРА. Т.е. просмеять свои недостатки, а не нести ответственность за бесчувственное воплощение их юморных "идей" в нашу реальную чувственную жизнь..
И редко, как от от бессилия природных 5 чувств, смеются и над собой и над другими, поскольку мало атрофированы у них естественные чувства. И нет повода принять эту атрофию и показуху чувств в виде юмора или сарказма. Лишь как искусственный талант бесчувственных уже почти генно, чтобы обмануть СЛОВАми еще не атрофированных и не вырожденных в гомопатологии по естественным чувствам большинства россиян..
Как совершенно справедливо рекомендует Жванецкий:" Наговорил и отойди. Не стой во всем этом." Текст скрыт развернуть
Демократия – это власть демократов! Текст скрыт развернуть