На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 851 подписчик

Свежие комментарии

  • Валерий Бирюков
    Не из России, дорогой, - из Армении! Какие следующие земли Армении "мыкола" отдаст Азербайджану?Пограничники РФ п...
  • Валерий Бирюков
    Ну, что ж? Остаётся только поблагодарить их за обучение детей "опасностям и злу коммунизма". Тогда в Пиндостане точно...Губернатор Флорид...
  • Valeriy Shershkov
    идеология социализма более приемлема для основной ьрудящеся масы .... капиталистическая должна отжить ...Губернатор Флорид...

Наука за бортом?

Биотехнологии в современном мире – отрасль перспективная. Во многих странах она уже начала приносить ощутимый доход. По оценкам экспертов, мировой рынок биотехнологий в 2025 г. достигнет уже уровня в 2 трлн. долларов США. К сожалению, Россия не входит в число передовых стран. И хотя ранее была соответствующая программа, итогом которой должен был вывод нашей страны к 2020 году на лидирующие позиции. Однако стоимость нефти внесла свои коррективы в амбициозные планы. Получается, что в России решили поставить крест на отрасли будущего?

Тем не менее, не обязательно заниматься созданием целых биотехнологических институтов с нуля или вливать огромные средства во всевозможные государственные структуры. Существуют в стране предприятия, которые без всякой господдержки занимаются созданием прорывных технологий с их последующей реализацией в жизнь. Правда, зачастую государство не видит подобного инструмента в виде частных предприятий, которые занимаются этой темой. Таким, например, могло бы стать ОАО «Биохиммаш».

У предприятия богатое прошлое. На момент создания, в 1974-ом, перед институтом стояла задача в научно-техническом обеспечении развития материальной базы всей биотехнологической отрасли Советского Союза. В стране тогда планировалось строительство новых современных предприятий и научных центров биотехнологического профиля.

К 1979 г. институт въехал в собственное здание на ул. К. Цеткин в Москве, в котором находится и по сей день. Затем в 1994 г. произошла приватизация, и на базе института было образовано акционерное общество «Биохиммаш». Сегодня же приоритетное направление деятельности института – это по-прежнему работа по созданию биологических препаратов для медицины, сельского хозяйства и экологии, пищевой промышленности, технологии их производства и оборудования для них.

Однако в последние годы для «Биохиммаша» в приоритете разработка биотехнологического способа получения природного сырья, с помощью которого потом могли бы изготавливать противоопухолевый препарат широкого спектра действия. Речь идёт о таком лекарстве как паклитаксел. В его составе есть вещества из группы таксанов, которые и оказывают противоопухолевое действие.

Лекарство, о котором идёт речь, одно из самых распространённых для борьбы с раковыми опухолями. Однако у производителей этого препарата существуют серьёзные ограничения в его изготовлении. Дело в том, что активное вещество для лекарства добывают из коры тихоокеанского тиса. Так, например, для получения 1 кг паклитаксела необходимо переработать 9 тонн коры этого дерева. Поэтому, очевидно, что такой препарат не может изготовляться в неограниченном количестве.

Тем не менее, в «Биохиммаше» разработали технологию по получению практически неисчерпаемого источника сырья для производства такого важного противоопухолевого лекарства. И не надо будет для этого гробить целые леса редкого дерева.

Как рассказал генеральный директор института Максим Карташов, «Биохиммаш» на основе этой технологии может создать технологии производства фармацевтической субстанции на территории РФ с последующим выпуском готовой таблетки. Важно то, что полный цикл изготовления лекарства можно организовать у нас в стране и, таким образом, решить сразу несколько проблем. Во-первых, это очевидная помощь онкобольным – препарат станет в разы доступнее на российском рынке минимум. Во-вторых, государство, если заинтересуется технологией, может заработать немаленькую копеечку на продаже этого препарата. В-третьих, новые производства – это в любом случае дополнительные рабочие места. Ну и нельзя забывать о взятом курсе на импортозамещение.

 

Вопрос времени

Что интересно, «Биохиммаш» сегодня – это коммерческая структура, которая не имеет доступа к государственному финансированию.  Все средства на исследования и эксперименты институт находит самостоятельно. Конечно, были попытки заинтересовать чиновников своим важным проектом – в конце концов, в прикладную науку действительно должны вкладываться и государство, и частные инвесторы. Но реакция власть имущих на эти попытки выглядела несколько странной. Так, например, «Биохиммаш» в прошлом году подавал заявку в Минобрнауки для получения субсидий на исследования. Однако в число победителей попадали почему-то всевозможные ГУПы и организации со 100% государственным капиталом.

Подобное недоверие к частному институту ещё можно понять, если бы он был никому не известен. Мол, страшно отдавать деньги организации, на которую никак не повлияешь, вдруг мошенники и т.д. Но «Биохиммаш» давно себя зарекомендовал и не первый год тесно сотрудничает с тем же Роскосмосом. А точнее с его предприятиями ЦНИИМАШ и РККА «Энергия». В частности, с 2017-го года институт стал ведущим постановщиком различных биотехнологических космических экспериментов для этих организаций.

Из интересных проектов можно отметить, например, разработку простой и удобной в условиях космического полета технологии для получения активного лечебно-профилактического пробиотического продукта, обладающего иммуномодулирующими свойствами. Иными словами, во время длительного нахождения космонавтов на той же МКС может снижаться иммунный статус, что повышает риск инфекционных заболеваний. А чтобы этого не происходило – нужна добавка. А в «Биохиммаше» решают задачу получения этого продукта.

Попутно с этим у института остаются ресурсы, чтобы заниматься темой разработки препарата на основе таксанов. Конечно, без поддержки государства и частных инвесторов, процедура по разработке идёт медленно и с осложнениями. Основная причина – нет свободы на проведение различных аналитических мероприятий в связи с недостатком оборудования. 

Тем не менее, М. Карташов убеждён, что даже если Минобрнауки и Минэкономразвития, в которых есть департаменты медицины, не будут оказывать помощь «Биохиммашу», то уникальную технологию по получению сырья для паклитаксела они  всё равно смогут воплотить жизнь. Это лишь вопрос времени. Тем более что сейчас идёт активная охота за перспективными и коммерчески выгодными биотехнологическими разработками. Так что вполне может оказаться и так, что разработкой заинтересуются где-то за рубежом.

А наши онкобольные потом будут кусать локти, покупая, условно, индийский препарат по заоблачной цене.

 

Кто первый?

Между тем, если бы, например, государство вдруг заинтересовалось темой производства отечественного паклитаксела, то уже буквально через пару лет, при оптимистичном исходе, «Биохиммаш» мог бы уже предоставить готовую технологию. При этом речь не идёт о каком-то заоблачном финансировании деятельности, которая исчисляется миллиардами рублей. По словам М. Карташова, ориентировочно несколько десятков млн. руб. в год существенно ускорили бы процесс и сделали возможным доведение до ума технологии по созданию сырья для производства лекарства от рака. Причём такого, на котором могло бы заработать государство. Что, к слову, далеко не часто встречается.

Кстати, темой единственного пока в мире способа биотехнологического получения сырья для паклитаксела уже заинтересовался Китай с Индией. К слову, в Поднебесной и так идёт добыча сырья из тихоокеанского тиса, однако, его запасы стремительно редеют. А китайцам очень не хотелось бы терять возможность производства такого важного препарата.

Так что появление технологии – действительно вопрос времени. Вот только кто раньше успеет?

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх