На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 838 подписчиков

Свежие комментарии

Почему Россия объявляет войну энергетическим напиткам

Госдума взялась за «энергетиков». Речь не про наследников дела А. Чубайса – про разнообразные баночные коктейли и крепкие напитки. Они станут очередной вехой на пути крестового похода государства против вредных излишеств.

Крестовый поход

Антиалкогольная политика правительства сформулирована чётко. В 2010 г. президент В. Путин подписал план, по которому к 2020 г. потребление алкоголя должно сократиться ровно в два раза. Он выполняется на раз-два-три.

Сначала прижали производителей крепких напитков. Для этого власти всячески поддерживали развитие пивоварения. Золотой век пивоваров пришёлся на первую половину 2000-х. С 2000 по 2007 г. выпуск ячменного напитка в России вымахал в два раза – с 515 до 1100 млн. декалитров. Одновременно доля водки в общем потреблении алкоголя упала с 67 до 45%. Всё стараниями транснациональных пивных корпораций. Благо морковка была изрядной величины. Например, «Карлсберг групп» вложила в российские пивные предприятия 12 млрд. долл. и рассчитывала – к 2015 г. они будут приносить ей не менее 40% общемировой прибыли.

Не выгорело. Продажи пива в РФ доросли до 600 млрд. руб. в год. Но, когда пивовары сделали своё дело, – взялись за них. В 2008 г. пиво приравняли к алкоголю, запретили рекламу и обложили налогами. Если в 2009 г. правительство брало только 3 руб. с каждого литра пива, в 2013 г. оно собирало уже 15 рублей. В 2014 г. пивной налог вырос до 18 руб., в 2016 г. достигнет 21 рубля. Закономерный результат: к 2013 г. по сравнению с золотым 2007 г. выпуск пенного напитка рухнул на 20%.

Что на очереди? В России по-прежнему льются реки слабоалкогольных коктейлей. Каждый год население выпивает 350 млн. л этой химии – в два раза больше, чем шампанского.

До последнего времени чиновники исходили из идеи, будто слабый алкоголь менее вреден для здоровья, чем водка, поэтому предоставили его производителям массу льгот. В том числе разрешили не учитывать товар в системе ЕГАИС и платить за спирт пониженные акцизы.

Оказалось, стратегия хороша только на бумаге. «Хотели как лучше, а получилось как всегда. В итоге потребление слабоалкогольных напитков вчетверо больше, чем в 2000 году», – рассказывает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

При этом если в разумных количествах вина и пива есть хоть какая-то польза, то в коктейлях полезного – ровным счётом ничего. Натуральное сырьё добавляют только в пятую часть слабоалкогольных напитков. Остальные состоят из спирта, ароматизаторов и консервантов. Производители химичат с ингредиентами как могут. Даже если в коктейль добавлен натуральный сок, в его состав всё равно входят бензоат натрия, подкислители и антиоксиданты. Эта химия может вызывать аллергию и вредна для желудка. В сочетании со спиртом резко увеличивает шансы заработать язву или гастрит.

Уравнение с акцизом

Ещё вреднее так называемые энергетические коктейли, в которые добавляют кофеин. Об этих напитках предельно ясно высказались на недавнем антиалкогольном совещании у президента. Сочетание спирта и тонизирующих веществ ускоряет формирование привыкания к алкоголю, усиливает риск токсического действия алкоголя на организм человека.

«Энергетические напитки перегружены красителями, ароматизаторами, сахарозаменителями и другой химией. Я запретила бы их в законодательном порядке, потому что такая стимуляция нервной системы приводит к неврозам и окончательному снижению работоспособности», – объясняет врач-диетолог И. Мельницева.

Увы, народ ни к врачам, ни к министрам не прислушивается. Потребление коктейлей последние годы стремительно росло. Самое страшное – в основном на них подсаживаются молодые люди в возрасте 22–25 лет. «Продажи в России энергетических напитков ежегодно растут в среднем на 33%. За последние пять лет реализация энергетиков выросла на 46 миллионов литров, достигнув 103 миллионов литров в 2011 году», – отмечает эксперт алкогольного рынка депутат Госдумы В. Звагельский.

По данным аналитического агентства «Евромонитор», в 2011 г. энергетиков выпустили 120,7 млн. л, в 2012 г. – 140,6 миллиона. В прошлом году пробили планку 130 млн. литров. Цифры устрашающие – поэтому государство решило вмешаться в ситуацию. Что сделают?

Во-первых, запретят продавать энергетические напитки в маленьких магазинах и киосках. Это серьёзно подкосит спрос на коктейли: по данным маркетингового агентства «Вектор Маркет», 70% этих напитков покупают именно в мелкой рознице.

Во-вторых, уравняют акцизы на слабый и крепкий алкоголь. По подсчётам Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (­ЦИФРРА), эти меры разом уменьшат потребление коктейлей на 50 млн. литров в год. Но этого недостаточно, чтобы полностью отучить народ от коктейлей.

«Спрос снизится только временно. Сначала слабоалкогольные напитки резко подорожают. Сейчас банка самого дешёвого коктейля стоит 35 рублей, будет – 40–50 рублей. Практика показывает, что даже после резкого повышения цен спрос на алкоголь восстанавливается до прежних объёмов за 2–3 года», – считает директор ЦИФРРА В. Дробиз.

Отдельный вопрос – как различить энергетические напитки от обычных газировок. И там и там есть кофеин. Нижняя планка содержания бодрящих компонентов определяется ГОСТом. Например, в коле кофеина должно быть 15,1 мг на 100 миллилитров. Доза немаленькая. Для сравнения: в популярных энергетиках – от 32 до 36 мг кофеина.

В общем, государству нужно озаботиться не только ростом цены, но и качеством коктейлей. К примеру, стоит срочно принять технический регламент, который заставит производителей ограничить содержание стимулирующих веществ и обяжет использовать натуральное сырьё.

Источник: Аргументы недели (Экономика)

Картина дня

наверх