На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 851 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр
    Из России «партнеры» делают шагреневую кожу.Пограничники РФ п...
  • николай николай
    Что у родителей в голове - то у детей на языке .Бывший мэр Дёмкин...
  • Айдар Кашапов
    вроде как по закону депутатам нельзя заниматься бизнесом....😱Бывший мэр Дёмкин...

Трагедия Эраста Фандорина: кто виноват?

Новая книга Б. Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина» «Планета Вода» (Приключения Эраста Фандорина в ХХ веке), конечно, возглавляет списки лидеров продаж. Однако значительное количество постоянных читателей удручено и разочаровано прежде всего состоянием любимого героя. Кто же виноват в угасании идеала – автор?

Фандорина вроде бы пристрелили в романе «Чёрный город», где действие происходит в 1914 году, а в новой книге читателя отправляют в более ранний период жизни героя – в 1902, 1906 и 1912 годы. Вопрос о том, остался ли он в живых, открыт, и эрастоманы требуют воскрешения героя. Но возможно ли это?

Эраст Петрович Фандорин был сконструирован писателем как идеальный русский герой в декорациях ХIХ столетия русской истории. Умный, красивый, благородный, храбрый, деятельный – и при этом беспартийный. Фандорин сочувствует культуре и цивилизации вообще и не становится на сторону ни одной концепции, даже религиозной. Чудесным образом герой ожил, стал прелестным, сумел вызвать «любовь пространства». Немаловажным обстоятельством в формировании кумира стало и то, что в лучших романах фандоринского цикла шла увлекательная «игра в Россию». В основном с использованием географии и быта старой Москвы. Идеальный герой действовал в аппетитных, сочных декорациях почти начисто истреблённого прошлого и тем самым отчасти воскрешал хотя бы слабый его аромат.

Интеллект интеллектом, но без личных пристрастий литература не рождается, остаётся мёртвой. Было очевидно, что интеллектуал Акунин любит старую Москву со всеми её кривыми переулочками. Что его сердцу дороги давно снесённые домишки, что он сам с удовольствием бы поселился в какой-нибудь гостинице «Лоскутная» и отправился затем на бал к генерал-губернатору. (А кто бы не отправился-то!) Рационально изобретённую игру озвучивала и подсвечивала самая настоящая иррациональная любовь к немудрёному и часто неказистому русскому быту, даже к глине, песку и камням родной почвы. Да и сделаться вместе со своим героем человеком-мечтой, бесстрашным, неотразимым, фантастически везучим и упоительно молодым – весьма вдохновляющая задача для автора!

А теперь заглянем в последнюю книгу. Она состоит из трёх повестей. В начале «Планеты Воды» мы застаём Фандорина на субмарине – как новый капитан Немо, он погружён в глубь океана (район Антильских островов) и пучину холодного эгоцентризма. Фандорин собирается искать затонувший галеон с золотом, но богатство его особо не прельщает – так, от нечего делать. Мимоходом и сильно не затрачиваясь, герой разоблачает мировой заговор одного безумца, но чтобы возбудить в нём чувство справедливости, пришлось прибегнуть к ударному средству. То есть к маньяку, убивающему двенадцатилетних девочек. Вторая повесть («Парус одинокий») переносит нас в Париж, где Фандорин на деньги затонувшего галеона снимает роскошный апартамент и мается от скуки. Внезапно оказывается, что в России, в Заволжском уезде, убита монахиня, которая когда-то (в книге «Особые поручения») была его возлюбленной. Фандорин отправляется в дикие леса страшной России, чтобы покарать убийцу, и застаёт в некогда цветущем Заволжском уезде полную деградацию: людей нет, сплошные мерзавцы....

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх