На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид Ла Рошель
    А охрана в упор не видит одни и те же лица, что пристают к пассажирам? Значит, как минимум в доле.Мошенники начали ...
  • Андрей Алферов
    Изменим конституцию, отменим незаконные решения Горбачева, вернём суверенитет, нацелим на США стратегическое Я0, Побе...В Москве простили...
  • Алексей
    Они там все .овно жрут с печеньками!Захарова ответила...

Учитель со стажем рассказывает, как донести знания до учеников

5 октября в России отмечается День учителя. Преподаватели просвещают и воспитывают учеников, ведут работу по становлению и преобразованию личности. Учитель – творческая профессия. Она требует способности находить уникальные подходы к каждому, вне зависимости от его особенностей, добиваться понимания материала.

О том, как изменился учебный процесс за последние 40 лет, как поменялись сами дети, рассказывает учитель русского языка и литературы средней школы № 22 Светлана Коробейникова.

Вслед за мужем

­ В каком возрасте вы решили стать учителем?

­ Я продолжатель династии учителей, у меня папа и мама педагоги. Поэтому преподавателем я стала по образу и подобию родителей, но у меня было право выбора, никто не агитировал. Мне всегда были интересны дети, и я очень любила литературу. Твёрдо решила уже в пионервожатском возрасте, в старших классах.

­ В СССР книги были дефицитом, где вы брали хорошую литературу?

­ Я росла в достаточно большой деревне Хабаровского края, мой папа был директором школы, и у нас дома была большая библиотека. Но надо сказать, что и в нашем лес­промхозе библиотека тоже была богатой, книги сложно было купить, а вот взять на руки и почитать – пожалуйста.

­ Куда вы пошли учиться после школы?

­ В государственный пед­институт Комсомольска-на-­Амуре, на филфак, хотя в приёмной комиссии убеждали пойти на физмат, потому что там был недобор.

­ Как попали на Сахалин?

­ Как и многие учителя, вслед за мужем, он в Комсомольске на-­Амуре окончил политехнический институт, сначала по направлению уехал работать в Новосибирск, а потом переехал на Сахалин, потому что у него здесь мама осталась одна. Сначала в Южно-­Сахалинске я работала в пятнадцатой школе, это во Владимировке, а потом получили квартиру в 9­-м микрорайоне, и я перешла в школу № 22. Пятнадцатая школа… Это было упоительно! Когда я пришла в 80­-х годах в департамент с документами, заведующая ГОРОНО спросила, как я отношусь к корейцам, а я ответила, что никак к ним не отношусь, так как их не знаю вообще. Но мне очень интересен этот народ, впервые я столкнулась с ним здесь. Она так обрадовалась! И сказала, что направляет меня в среднюю школу № 15, там как раз много корейцев. Когда я впервые вошла в класс из 30 человек, на меня смотрели 26 пар карих глаз и только четыре пары голубых и зелёных, это было удивительно. Ребята оказались замечательные, мы с ними дружим до сих пор!

И им со мной было очень интересно, потому что я практически ничего не знала об их народе, они мне рассказывали. Мы ходили в походы, им нравилось учить меня есть палочками корейскую еду, знакомить со своими обычаями и фольклором.

Дети с другим ритмом

­ Какими личными и профессиональными качествами должен обладать учитель?

­ По моему мнению, учитель, который приходит в школу, должен точно знать, что отношения с учениками, это отношение субъекта с субъектом, то есть, я личность и ты, мой ученик, личность, я тебя уважаю, а не субъекта и объекта. Я не папа Карло, который приходит с топором, и говорит, что сейчас  из этого полена будет делать что-то стоящее. Нужно быть самому интересным, как личность для ученика, и быть высоким профессионалом, за это ребята преподавателя ценят.

­ В чём заключается профессионализм?

­ Это и большой объём знаний, и умение интересно и доступно донести их до детей, но не примитивно. Умение правильно поставить исследовательскую  задачу и дать ученикам информацию о средствах, пользуясь которыми они могут её решить.

­ Какого возраста детей вы обучаете?

­ Разного. В этом году у меня после старших классов пятиклассники. Для учителя, который только что выпустил 11-­е классы – это просто шок. Потому что огромная разница в возрасте: тем было 17, а этим 10. Это совсем новые люди, они сильно отличаются от детей, которые были 30 лет назад.

­ Чем?

­ Конечно, все дети разные. И тогда были и сейчас есть как мотивированные на учёбу, так и те, которые учиться не хотят. Но школьники  нынешнего времени – это дети, которые живут в потоке информации, они в нём хорошо ориентируются. Для ребят не составляет особого труда найти любой материал и принести его. Но «клиповое мышление» ­ бич современных детей. Они быстро реагируют на картинку, умеют находить нужную информацию, но не запоминают её. Думают, что незачем грузить мозг, если эту информацию можно найти в любой момент. С памятью у многих проблемы, вот говорят мне, мол, давайте я вам сразу два стихотворения Пушкина расскажу, а то потом их забуду. Им нужны картинки, быстрая смена информации, событий, они быстро устают, когда долго занимаются одним и тем же. Поэтому у них возникают проблемы при чтении классической литературы в старших классах. У меня есть замечательные ребята, они знают, что книгу прочитать в любом случае можно, на лето я им даю большие произведения Толстого, Достоевского, и я точно знаю, что они будут их читать. На каникулах встречаю их, а они жалуются, что читать очень тяжело, так как слишком длинно, в произведениях присутствуют долгие и подробные описания того, как едят герои, о чем думают. У современных детей совсем другой ритм жизни. Но они всё равно всё прочитали, правда, половину героев забыли. Хотя это очень хорошие, успешные мальчишки.

Для чего бегать  по коридорам?

­ А как объяснить, для чего нужно это запоминать?

­ То, что это определённый культурный, интеллектуальный, эстетический и нравственный уровень – они понимают. Объясняю им, что если память не развивать, то может произойти такая ситуация: в тайге вы потерялись вместе с врачом и повредили что­то в своём организме. А врач не помнит, как это лечить, у него с памятью плохо и интернета нет. Тогда они соглашаются, что запоминать информацию всё же нужно.

Сейчас дети – здоровые прагматики, они хотят заниматься тем, что с их точки зрения им нужно. У меня в 9­м классе один ученик считал, что ему не нужен русский язык, говорил, что он продолжит обучение в Канаде, где не будет пользоваться родной речью. Мы с ним договорились, что для того, чтобы поехать учиться в Канаду, надо в 9­-м классе сдать экзамен по русскому. Тогда он скрепя сердце сказал, что будет учить русский язык. А в результате никуда не поехал, остался дома. Спрашивают, зачем нужна литература. Объясняю, что литература вся о человеке и для человека. Я обращаюсь к ней тогда, когда хочу понять, что со мной происходит, с людьми вокруг, и что с этим делать. И к старшим классам они приходят к открытию, что как бы не менялся антураж, человек остался одним и тем же. Чем мы живём? Желанием любить и быть любимым. И это самое основное. Что у Петрарки, что у Маяковского, что у Бродского.

­ Интернет и новые технологии сейчас помогают в учёбе?

­ Конечно. Даже рабочее место учителя сейчас – смарт доска, с подключенным к ней компьютером, я могу показать на ней любой материал из интернета. А дети вообще легко обращаются с информацией в интернете, это плюс. Другое дело, если это занимает всё время ребёнка и он видит в гаджетах только развлечение, тогда это большой минус. На уроках пользоваться сотовыми телефонами запрещено, по требованию учителя дети убирают их в рюкзаки. На переменах печальная картина – все сидят на полу и каждый занят своим телефоном, им вообще никто не нужен! Представляете, я однажды говорю им, чтобы убрали свои телефоны и побегали бы по коридорам, а они меня не поняли! Как это бегать? Для чего? А раньше, вспомните, пройти по коридору было невозможно. Потому что дети ордами носились, кричали. И это очень полезно, подвигаться после длительного сидения на уроке.

­ Как вы оцениваете современную учебную программу?

­ Это интересно, потому что программа ориентирована на личностное развитие ребёнка и в идеале требует от учителя построить индивидуальную траекторию развития ученика. И в результате оцениваться будет личностное продвижение ребёнка. Если оно есть – здорово, значит, он развивается. Требуется системнодеятельный подход, то есть дети должны работать на уроке всё время, работать в паре и себя оценивать.

­ У вас трудные дети есть?

­ Есть гиперактивные. Когда ребёнок в силу своей психики не может спокойно сидеть 40 минут. Его надо переключить на другую деятельность – вот все делают это, а ты сделай другое. Нужно его замотивировать: сделаешь упражнение, покажешь, а я тебе оценку поставлю. Вообще, я считаю, что самая интересная в мире профессия – это учитель. Приходят маленькие, десятилетние, они не знают значение многих слов, приходится растолковывать. Потом видишь, как они растут, как меняются, как они сначала становятся гадкими утятами в 7 – 8 классе, когда им хочется спорить, дерзить. Зато в 10 – 11 классах в каких они лебедей превращаются – красавцы, умницы все! Почти за 40 лет моей работы в школе я не выпустила ни одного ребёнка, который бы пропал, пошёл не той жизненной дорогой, все получились замечательными людьми.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх