
Андрей Скварек – краснодарский предприниматель, который в 90-х начинал с разъездной торговли молниями, а сегодня руководит «Аршином-тканей» – одной из крупнейших компаний города в сфере розничной и оптовой продажи тканей, штор и фурнитуры. За 30 лет в бизнесе он прошёл через всё: стремительный рост, кризисы, кассовые разрывы, попытки рейдерских захватов и моменты, когда компания буквально висела на волоске.
Но Скварек сумел удержаться - и теперь честно признает: спасти его дело помогли обучение, системное саморазвитие, умение признавать ошибки и постоянное стремление быть лучше. В специальном интервью «Аргументам недели» он рассказал, как именно образование стало для него точкой перезапуска и почему сегодня он мечтает создать собственный образовательный центр для предпринимателей.
– Андрей, сегодня часто говорят, что современный бизнес и бизнес в 90-е – это два разных мира. Можете вспомнить, как все начиналось?
– Я в целом с детства был приучен к труду – у дедушки были коровы, и с подросткового возраста на мне были обязанности по хозяйству. Потом мы начали делать и продавать ряженку, я стал понимать, что такое рынок. Бабушка хитро приучала меня к рынку: говорила, постой я сейчас вернусь и уходила на два часа. Хочешь не хочешь через стеснение мне самому в свои 12-13 лет приходилось продавать стаканчики ряженки. Как сейчас помню, по 50 копеек. А потом с Восточного рынка я перешел на Вишняки. Брал тележку, переделанную детскую коляску, и шел от улицы Волжской по Селезнева, потом Новороссийской и так до Вишняков. Начал торговать там. В начале 90-х приехали товарищи, привезли партию молний и попросили помочь продать, я согласился.
Краснодар в то время был городом «цеховиков» - у нас шили большое количество одежды. Через время я хорошо знал практически всех. Начали поступать заказы. Тогда многое было трудно достать. Помню, когда пошел запрос на металлические молнии, отец дал последние 900 долларов и поехал в Стамбул – практически наобум: не зная ни города, ни языка. Потом были Эмираты. Моя квартира в 90-х была похожа на склад – оттуда развозили товар по всему городу. Когда стало тесно – сняли первые склады, наняли персонал. Потом открыли магазин на «толчке» (вещевой рынок на ул. Вишняковой – прим.ред) – тогда на этом рынке можно было купить буквально все! Дело пошло в гору.Потом рынок уперся в потолок, стало понятно – что дальше роста не будет. Все вроде стабильно, но внутри ощущение: если не сделаю шаг вперед, все закончится. Тогда появился магазин на Путевой - арендовал новые площади, перевел туда коллектив, началась розница. А вместе с ней – постоянные «пожары»: то денег на зарплаты нет, то продавцы уходят...
– Каким был самый болезненный момент в истории бизнеса?
– Сложности были всегда – это вам скажет любой предприниматель, который вел дела в 90-е. Но самый серьезный вызов случился в начале двухтысячных. Я пригласил инвесторов для поставок из Китая, мы договорились делить прибыль 50 на 50. Сейчас я понимаю, что это была ошибка – такой расклад проигрышный и для бизнеса, и для инвестора. Я влез в огромные долги, гасил одни – брал другие… Долгое время не решался даже просто посчитать их. Когда выписал все – увидел кассовый разрыв в 350 тысяч долларов. Кредиторы обрывают телефон, единственное желание – не повеситься. Стало понятно, что нужно что-то менять. И мне в офис приходит факс с рассылкой от консалтинговой компании с рекламой обучения бизнесу. Я поехал к ним в офис сам – говорю, давайте! И начал учиться.
Благодаря новой системе и помощи финансового консультанта Светланы Викторовны Быстровой за год удалось закрыть все долги. Пришлось продать дом, но зато бизнес выжил. С того момента я понял: стратегия и цифры важнее эмоций.
- Какой главный урок дало обучение?
– Абсолютно любой бизнес – это система. Все предприниматели думают, что у них уникальное дело и уникальные проблемы. Но по сути, все мы варимся в одном котле и сталкиваемся с одним и тем же: аренды, зарплаты, кредиты, развитие, маркетинг… Открыть бизнес – просто, но вывести его в плюс – вот это задача. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, нужна система. Когда ты постоянно занят операционкой – ты практически не видишь свой бизнес, ты «тушишь пожары». И только благодаря системе ты можешь взглянуть на него целиком и выстроить управление – на основе данных, статистик, инструкций.
Честно скажу, сперва у меня было отторжение – я ж уже такой «стреляный воробей», чему меня могут научить? Дайте мне цифры, дайте мне формулы! Но так не работает – пришлось изучать термины, систему управления.
Курс Александра Высоцкого длился год. Сначала я думал – ого, целый год! Но теперь понимаю, что это только фундамент, нужно развиваться дальше. Кстати, на курсе нас было 12 человек со всего СНГ, и подавляющая часть и сейчас, спустя больше 15 лет, успешно ведет дела.

- Какие ключевые изменения произошли в бизнесе после обучения?
– В первую очередь, мы наладили финансовое планирование – это основа любого бизнеса. Парадокс, но многие люди не знают, как распоряжаться финансами, живут по принципу: «Есть в кармане – хорошо, нет – плохо!», но так не работает – ни в бизнесе, ни в жизни.
Второе – изменился подход к процессам. Мы четко структурировали полномочия и обязанности и подробно расписали все должностные инструкции. Чем хороша система работы – если даже у тебя ушел человек, хлопнув дверью, есть четкое описание его функционала.
Третье – мы полностью перестроили работу внутри коллектива. Сейчас у меня порядка 60 сотрудников, и это настоящая команда, которая в курсе всех процессов. Каждый день мы начинаем с планерки, подводим итоги прошлого дня – и удачных и неудачных моментов. Человек ведь может «застрять» не только в неудаче. Гораздо опаснее застрять в удаче – и жить на волне успеха который был давным-давно.
По средам всегда проводим большое совещание, где все руководители направлений отчитываются о результатах прошедшей недели и берут планы на новую. Главная задача руководителя – «включить» сотрудника. У нас сейчас каждый включен - понимает, что происходит в компании, мы проводим вместе корпоративы и праздники, у нас есть корпоративный коуч, все знают, какие ожидаются тренинги.
- Какое главное требование вы предъявляете к своим сотрудникам?
– Ответственность. Причем это касается не только работы, но и отношения к себе: банально – витамины, физнагрузка.
– Можно ли сказать, что обучение стало для вас точкой перезапуска — и психологического, и финансового?
– Абсолютно. Я по-новому взглянул на команду, на процессы, на деньги. Даже на себя. Тогда же я бросил алкоголь, занялся философией, спортом. Всё это в комплексе стало перезапуском и для бизнеса, и для моей жизни.
– Сегодня вы мечтаете открыть собственный учебный центр на базе компании. Каким вы его видите?
– Хочу передать то, что сам прошёл. Обучение для меня – не теория, а практика выживания. Я вижу центр, где предприниматель может прийти и не только получить знания, но и почувствовать поддержку, найти сообщество. Там будут говорить правду: что бизнес – это не про «легкие деньги», а про систему, ответственность и рост.

– Чего, на ваш взгляд, больше всего не хватает современным предпринимателям – знаний, смелости или системности?
– Системности. Смелость у нас есть, идей полно. Но пока нет структуры – бизнес превращается в хаос.
– Вы активно работаете с поставщиками, участвуете в выставках, строите международные связи. Как совмещаете рост бизнеса и идею об образовании?
– Наоборот, это связано напрямую. Выставки, международные поездки – это тоже обучение. Я везу оттуда не только товар, но и опыт, примеры, идеи. Образование и бизнес – это единый процесс.
– Что лично для вас значит слово «рост»?
– Это не только про деньги. Это и масштаб компании, и внутреннее развитие. Если ты растешь только финансово, а внутри ничего нет – рост не случится.
– Какие советы вы дали бы предпринимателю, который сегодня чувствует, что его бизнес на грани?
– Во-первых, разберитесь с финансами. Любой предприниматель – это в первую очередь финансист. И важно не пытаться получить все сразу, развитие должно быть постепенным. Как говорят в Турции - «Если широко шагать – можно брюки порвать».
Обязательно структурируйте бизнес и разделяйте полномочия. Нельзя, чтобы один человек был и чтец, и жнец, и будущий жрец. Обязательно все бизнес-процессы, все должностные инструкции и полномочия должны быть прописаны. Вообще не держите все в голове – записывайте. Важно всегда понимать, в какой точке находится бизнес.
Продолжайте. Даже когда сложно, даже когда кажется невозможно. Настойчивость – главное качество бизнесмена. И конечно, работайте «в белую». Как говорится, лучше спать на простой кровати, но на своей.
Свежие комментарии