Недавно случился у меня интересный разговор с одним священнослужителем - мы говорили о смирении... Насколько правильно мы понимаем, что есть смирение? Покориться судьбе и терпеть? Как долго человек сможет терпеть, например, тяготы жизни и ждать лучших времен? Одни люди утверждают, что терпеть вредно для психики, а иные уверены, что перетерпев можно получить желаемое.
..
Я решила обратиться за разъяснениями к митрофорному протоиерею Владимиру.
КАК ЖИТЬ
– Как жить? – слышался Батюшке Амвросию Оптинскому, со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне:
– Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение. Такой тон старца вызывал часто улыбку на уста легкомысленных слушателей. Но если серьезно вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. Не тужить, чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, а было направлено к Единому Источнику вечной радости – Богу.
Тогда человек мирится со скорбями или – смиряется, и этим успокаивается. Не осуждать, не досаждать. Самые обычные между людьми осуждения и досаждения есть исчадия погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека на дно адово. А внешне они большей частью и за грех не считаются.
– Всем мое почтение – указывает на заповедь апостола Петра. В почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12. 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим что в вышеприведенном изречении проповедовалось Старцем главным образом смирение.
Смирение основа духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого не возможно спастись.
На тело, это жилище червей, этот поваленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера.
А на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами. А душа едва собирает крохи божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства, а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.
Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде, а душа от главы до ног, покрытая сквернами, только и дела, что переходит из одной греховной тины в другую. И своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью, только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.
Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия. Оно истощает нередко целые семейства. Для него люди готовы иногда на труды всякого рода. А бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для служения Божественной литургии. Едва несколько минут для утренней и вечерней молитв, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.
Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать, а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага. Но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ. Или избирают врача незнакомого и неопытного. И скрывают то, что известно уже и небу и аду. И чем они сами хвастают в обществах.
Когда умирает тело, тогда слышатся скорбь и отчаяние. А когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом. Так мы не знаем достоинства души своей, и подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод. Почему же мы, по крайней мере, не плачем подобно Адаму и Еве? У нас же большею частью забота о стяжании благ. Только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы.
Всеблагий Господи! Помоги нам презирать все скоропреходящее, и заботиться о едином на потребу спасении душ наших.
Одно из важнейших качеств, необходимых христианину – терпение.
Макарий Великий писал: Христиане должны переносить скорби, и внешние, и внутренние брани, чтобы, принимая удары на себя, побеждать терпением. Таков путь христианства.
Исаак Сирин говорит: Путь Божий – есть ежедневный крест.
В Евангелии от Луки мы читаем:
– Терпением вашем спасайте души ваши (Лк. 21.19). Приносите плод в терпении (Лк. 8.15).
Апостол Петр пишет: В терпении – благочестие (2Пет. 1. 60). И апостол Павел: Преуспевай в любви, терпении» (1Тим. 6. 11).
Святитель Феофан Затворник советует:
– Еще жалуетесь на недостаток терпения – терпение никак не водворится в вас, если не будете держать глубокое чувство, что все встречающееся с вами, встречается по воле Божией. Потому встречайте то с полной покорностью воле Божией, как бы Бог стоял перед вами и приказывал вам терпеть. Тут же придут и смирение и нищета духовная и все тревоги ваши прекратятся.
В книге о современном святом старце – иеросхимонахе Серафиме Вырицком приведен замечательный разговор Бога с душой человека:
– Думала ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо, касающееся тебя, касается зеницы ока Моего. Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя.
Когда искушения на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знала, что от Меня это было. Что немощь твоя нуждается в Моей силе, и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя.
– Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя,- от Меня это было. Я Бог твой, располагающий обстоятельствами, и не случайно ты оказалась на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в ту именно среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобой только выполняют Мою волю.
– Находишься ли ты в денежном затруднении, трудно тебе сводить концы с концами, знай, что от Меня это было. Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости от
Меня. Я хочу, чтобы ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать в нужде твоей: Ты не верь Господу Богу твоему.
– Пережила ли ты ночь в скорби? Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу твоему,- от Меня это послано тебе. Я – Муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне и во Мне могла найти утешение вечное.
– Обманулась ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открывала сердце свое,- от Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне.
– Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне, и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от пререканий языков, Я выведу как свет правду твою и судьбу твою, яко полудне.
– Разрушились планы твои, поникла ты душою и устала – от Меня это было. Ты создала себе план, имела свои намерения, ты и принесла их Мне, чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставила Мне распоряжаться и руководить обстоятельствами жизни твоей, так как ты – только орудие, а не действующее лицо.
– Постигли ли тебя нежданные неудачи житейские, и уныние охватило сердце твое, знай, от Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими, и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.
– Не получаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодушию твоему и маловерию впадаешь в ропот и отчаяние, знай — от Меня это было. Ибо этим томлением духа твоего испытую Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих, ибо не ты ли возносила заботы о них на Мою промыслительную любовь? Не ты ли нынче вручаешь их Покрову Пречистыя Матери Моея?
– Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказалась прикованной к одру твоему – от Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы ты познала еще глубже Меня в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонила бы главу твою под благость Молю о тебе.
Дорогие мои читатели!Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал «Реальная Латвия глазами местного кота Моцарта», где вы сможете узнать самые свежие и актуальные новости о Латвии. Будьте в курсе всего, что происходит в нашей удивительной стране, наблюдая за латвийскими событиями беспристрастным взглядом нашего пушистого друга Моцарта.Здесь вы найдете эксклюзивный контент, яркие фотографии, а также интересные комментарии и наблюдения кота. Следите за свежими новостями и будьте в курсе всех событий!
Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал "Социальная сфера РФ"!
Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое.
С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал "Социальная сфера РФ", и вы не пропустите ничего важного!
Свежие комментарии