На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 856 подписчиков

Свежие комментарии

  • лариса
    Толку то о них гадости писать-прочитаем то только мы.МИД Британии вызв...
  • Lana_Borei Иванова
    А цыгане - молдаване?Спикер Гросу приз...
  • Наталья Изъюрова
    А зачем нам британское посольство? Всех обратно... Приличных русских там давно нет, а предатели обойдутся без посольс...МИД Британии вызв...

Манящие миры

Каждое появление на сцене представителей аборигенной культуры Севера заставляет восхищаться этническим многообразием нашей страны. Причём удивляет оно не только россиян из других регионов, но и весь мир! В 1972 г. после триумфальных концертов корякского ансамбля «Мэнго» в Париже вся Франция носила одежду с этническими северными мотивами. Последние десять лет практически единственной возможностью для обычных зрителей увидеть коллективы коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока являются выставка-ярмарка «Сокровища Севера” и уникальный кочующий фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия». Титульные ансамбли национальных территорий – легендарные камчатский «Мэнго», чукотский «Эргырон», магаданский «Энэр», эвенкийский «Осиктакан», ненецкий «Хаяр», ямальский «Сыра’Сэв», таймырский «Хэйро» – где они сейчас? В каком состоянии, почему редко появляются на общероссийских площадках? Действительно ли их репертуар отражает традиционную культуру северян? Ответить на все эти вопросы и сделать своего рода обзор состояния коллективов «НА» попросил Елену ТЮРИНУ, автора идеи и бессменного руководителя фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия».

Все коллективы живы. Но находятся в разном состоянии. Вместе не собирались уже лет десять – с тех пор как отменили праздничное шествие по Красной площади в День России. Но в 2014 году поводы для встреч появились, состоялись два больших культурных форума – культурная программа XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, I Всероссийский фестиваль и выставка народной культуры всё в том же Олимпийском парке Сочи.

Национальный ансамбль танца «Сыра’Сэв» представлял Ямал на обоих форумах. На Олимпийских играх – с первого до последнего дня. Но исключительно на экспозиции Ямала, в замкнутом тесном пространстве. И ещё в программах, представляющих только округ. На объединённой северной площадке Олимпийского парка ансамбль не выступал. Правда, на I Всероссийском фестивале и выставке народной культуры в соответствии с распределением сценических площадок «Сыра’Сэв» всё же оказался в хорошей северной компании. А после сочинского форума, практически случайно, вместе с представителями Таймыра, Камчатки, Алтая, Эвенкии, Мурманской области поучаствовал в программе «Пространство памяти» кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия», которая была представлена в Брянске, Гомеле, Добруше, Мозыре, Светлогорске, Смоленске. Программа об участии коренных малочисленных народов в Великой Отечественной войне получила высокую зрительскую оценку, как, впрочем, и каждый участник в отдельности. А ансамбль «Сыра’Сэв» получил несколько индивидуальных приглашений.

Но в последние четыре года замечаю ревностное отношение «верхов» к ансамблю: даже если и выпускают за пределы Ямала – почему-то крайне малым составом и только в строго очерченных корпоративных границах. Развитие ансамбля руководство округа видит в «осовременивании» репертуара. Пока этому коллективу удаётся сохранять хороший творческий уровень. Чего уже нельзя сказать об ансамбле национальной песни «Сёётэй Ямал», получившем звание «губернаторский», но утратившем национальный дух.

Таймырский народный ансамбль песни и танца народов Севера «Хэйро» несколько раз в год бывает представлен в межрегиональных и федеральных культурных проектах. Но почти всегда урезанным составом и, соответственно, с короткими программами. А потому как-то совсем невидим в культурном пространстве страны.

Народный ненецкий молодёжный ансамбль песни и танца «Хаяр» блистал на Олимпийских играх. Накануне два года подряд был лучшим на международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера», ежегодно проходящей в Москве, выезжал на зарубежные фестивали в Испанию и Финляндию. Добротные сценические костюмы, хорошая хореографическая подготовка, высокая техника исполнения танцев, отличный вокал – ансамбль-праздник! Правда, у этого ненецкого праздника есть явный русский акцент.

О степени традиционности ненецкого танца спорят давно. Не было его вообще или безнадёжно утрачен – пока учёные ищут истину, ненцы танцуют, формируя этот пласт национальной культуры.

Эвенкийский народный ансамбль песни и танца «Осиктакан» ни в одном крупном мероприятии за последние годы не участвовал. И вообще после объединения Эвенкийского автономного округа с Красноярским краем за пределами края практически не был замечен.

Магаданский ансамбль песни и танца «Энэр», многие годы ассоциировавшийся исключительно с летучим голландцем из-за частых гастролей, пару лет назад стал реальностью культурного пространства страны. Дерзкий, многоликий, разноплановый. Но в последнее время ансамбль серьёзно грешит этнографической неточностью и преобладанием эстрадного репертуара.

Что касается аборигенных танцев Чукотки и Камчатки – самобытных, ярких, отшлифованных веками – тут споры не утихают вокруг объединения традиции и современности. Но наступает тишина, когда представлены качественная традиция и качественная современность. Как в случае с камчатской брейк-данс-группой «Банго-Банго», возникшей в конце 90-х годов прошлого века на волне захлестнувшей Россию хип-хоп культуры. Правда, это едва ли не единственный положительный пример.

Качественную традицию на Камчатке представляют многие ансамбли: ительменский «Эльвель», корякский «Ангт», эвенские «Нергэнэк» и «Нулгур». В последние годы они часто бывают в Москве, и от регионов приглашениям нет числа! Везде победители, всюду лучшие! Аж шесть камчатских ансамблей участвовали в культурной программе Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи. В том числе и легенда российского Севераансамбль «Мэнго». Он по-прежнему – национальная визитная карточка России за рубежом. Но высокая сценическая техника, достигнутая ансамблем сегодня, снижает энергетический посыл народного танца. Правда увидеть коллектив россиянам с материка (так на Камчатке называют остальных жителей страны) непросто. Передо мной два гастрольных графика Государственного академического Корякского национального ансамбля танца «Мэнго» имени А.В. Гиля внутри страны с 30-летним интервалом. Если в 1984 году там стоят многомесячные гастроли по городам Украины, Кавказа и Казахстана, то в 2014-м – лишь Сочи и два города в Амурской области.

Впрочем, всего на Камчатке около 20 коллективов, представляющих аборигенные культуры. Многими руководят ученики непревзойдённого Александра Васильевича Гиля, создателя ансамбля «Мэнго» и уникального направления в мировой хореографии. И их опыт – своеобразный знак качества.

Самое большое количество этнических ансамблей на Чукотке – около 70. Выездным всегда был только государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон». Он проехал весь мир вдоль и поперёк. Но в последние годы вдруг исчез из культурного пространства страны. Причиной тому были и финансовые, и творческие проблемы. Но сегодня ансамбль в прекрасной форме и с огромным репертуаром. К 70‑летию Победы выпустил спектакль «Каквыт», повествующий об одной из миллионов трагедий войны. Войны, которая дошла и до чукотского стойбища. История основана на реальных событиях. Очень бережно перенесена на сцену талантливым чукотским режиссёромЕленой Тевлянкау. Трепетно и пронзительно рассказана артистами. Такими постановками и такими коллективами страна может гордиться. Вот только путь их к зрителю сегодня очень непрост. И прежде всего из-за высоких цен на авиабилеты. Но другого транспорта в этих широтах просто нет.

Вся надежда на появившиеся недавно крупные общероссийские фестивальные проекты типа «Вместе мы – Россия!». А также на включение в ФЦП «Культура России» обменных гастролей северных коллективов аналогично существующей уже программе для российских театров. И тогда манящие миры неповторимого искусства аборигенов нашего Севера станут достоянием всех без исключения россиян.

Из истории Государственного чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон»

1985 год.

В составе ансамбля – 30 артистов. С марта по май гастрольная поездка по городам Центральной России, Украины, Эстонии. Слава «Эргырона» сродни славе и популярности ансамблей И. Моисеева, «Берёзки». В июне коллектив участвует в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. За высокий художественный уровень исполнительского мастерства и активное участие в культурной программе фестиваля ансамбль награждён Дипломом и Грамотой Министерства культуры и ЦК ВЛКСМ. В этом же году за пропаганду народного творчества среди молодёжи «Эргырону» присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола.

2014 год.

В ансамбле 20 артистов. С января по декабрь дали 20 концертов в районах своего автономного округа. Украсили своими номерами 40 мероприятий различного плана – от эстафеты Параолимпийского огня до Дня защиты детей. Выступили во Владивостоке на II межрегиональном этапе в ДФО Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», дали 4 концерта в Приморском крае.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх