Прошедшее в начале июня празднование Курбан-Байрама в 2025 году оставило у многих россиян смешанные чувства. Одни пытались объяснить детям, почему на улицах и парковках разделывают животных, другие возмущались транспортными проблемами. В итоге, Курбан-Байрам 2025 года стал катализатором назревавших проблем в обществе. Он высветил, как важно находить баланс между религиозными обрядами и общественным порядком, между правами верующих и чувствами остальных граждан. Вопросы миграции, интеграции и толерантности встали еще острее. Стало очевидно, что стране нужен четкий план действий, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.
Общественность разделилась во мнениях. Одни призывали к жесткому контролю за соблюдением законов и правил, другие — к диалогу и взаимопониманию между разными культурами. Но большинство сходились в одном: нельзя допускать, чтобы религиозные праздники превращались в источник конфликтов и неудобств для остальных.
Почему Курбан-Байрам 2025 года в России стал событием, которое невозможно было не заметить? Празднование мусульманского праздника вылилось на улицы городов, от Самары до Москвы, вызвав не только массовые шествия, но и транспортные коллапсы, перекрытые дороги и зрелища, которые шокировали местных жителей. Жертвоприношения баранов, организованные прямо на парковках и стройках, оставили сильное впечатление, особенно на детей.
В Самаре утро «праздника жертвоприношения» началось с необычной погони: по улицам носился баран, пытавшийся избежать своей участи. Местные жители снимали его забег на видео, но свободе животного не суждено было случиться — его поймали и принесли в жертву.
Люди стояли, смотрели, кто-то снимал. Детям потом объясняли, что к чему, а они в слезах. В Москве жертвоприношения организовали более масштабно. По данным СМИ, в Москве и Подмосковье было организовано 12 таких площадок для жертвоприношений. И все они находились не в отдаленных местах, а в людных районах, на глазах у изумленных горожан. На парковке строительного гипермаркета «Леруа Мерлен» соорудили загон для баранов. Покупатели, пришедшие за материалами для ремонта, оказались в центре мультикультурной традиции: животные тут же разделывались, оставляя за собой шерсть и запах.В некоторых городах мигранты, работающие на стройках, решили не утруждать себя походом на специализированные площадки. Жертвоприношения устраивали прямо на рабочих местах, под окнами дорогих домов элитных жилых комплексов. Такие сцены вызывали недоумение и у других жителей. Запах, крики животных и процесс разделки и тут же гуляют дети. Празднование Курбан-Байрама вышло далеко за пределы мечетей. В Екатеринбурге утром 6 июня толпы устремились к мечети на юго-западе города. Здание не смогло вместить всех желающих, и верующие заполнили двор и ближайшие улицы. Две из них пришлось перекрыть для проезда.
В Новосибирске у мечети собрались сотни человек, в основном мигранты. После молитвы многие приступили к жертвоприношениям, что также вызвало заторы на дорогах. В Москве к Соборной мечети на проспекте Мира, по данным Духовного управления мусульман, подошли около 80 тысяч человек. Всего в столичных намазах участвовали примерно 250 тысяч верующих. Улицы вокруг мечети перекрыли, что доставило неудобства москвичам.
А общественный транспорт? Накануне праздника власти предупреждали перевозчиков, среди которых много мигрантов, не бросать работу. Но это не помогло. В Челябинске утром 6 июня маршрутки практически исчезли с улиц, а автобусы не справлялись с потоком пассажиров. Во Владивостоке ситуация была еще хуже: ключевые магистрали города встали в пробках. Местные жители снимали видео с комментариями вроде «адская пробка» и делились своим раздражением.
Понятно, что для мусульман Курбан-Байрам — это очень значимый праздник. Но разве даже он может быть поводом для неуважения к коренным жителям страны, для которых убийство животных для жертвоприношения не является нормальным? Зачем это делать прилюдно, демонстративно? Чтобы показать, что на самом деле хозяева здесь они, а не коренные россияне? Чтобы дать понять, что всем остальным нужно смириться с тем, что их приехало много, очень много и они могут начать диктовать свои условия, навязывая нам собственные традиции и правила жизни? Как нам относиться к этому? Опасаться того, что сегодня они режут баранов, а завтра ...?
Мы не против их традиций. Мы не против жить в добрососедстве и взаимопонимании. Но и вы уважайте наши чувства и наши традиции! У нас говорят: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Именно так и должно жить добрым соседям — уважая их «устав». Но на деле мы всё чаще видим обратное. Шариатские правила, халяль и харам вдруг становятся теми понятиями, которые нам изначально чужды. Неуважение к нашим законам, нашим женщинам и мужчинам уже даже зачастую и не пытаются скрывать! Да сколько уже раздавалось голосов, что наши Новый год, Пасха, — это «харам» (плохо, запрещено)?
Но вот жестокое обращение с животными (а за это, кстати, у нас предусмотрена уголовная ответственность), иначе всю эту бойню баранов на глазах у окружающих назвать трудно, — это «халяль» (хорошо, разрешено)? В советское время за такое «жертвоприношение» на глазах детей мгновенно бы штраф закатили и на исправительные работы. А теперь, видите ли, национальные традиции. А мы должны это терпеть ... Дома у себя — пусть хоть целое стадо перережут, за закрытыми дверями, раз традиция такая. Но не на улицах. Кстати, В Узбекистане там или в Таджикистане так же все? На центральных улицах все происходит?
А что говорят по этому поводу люди сведущие?
«Чтобы не нарушить поклонение Аллаху, животных нужно приносить в жертву в специально отведенных для этого местах, где должно быть чисто. После этого мясо должно быть роздано малоимущим. Нельзя забывать, что два основных праздника мусульман — Рамазан и Гурбан — основаны на социальной помощи. Поэтому относиться к этому надо именно с этой призмы».
Что-то непохоже это на то, что происходило в наших городах ...
Конечно, Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, и что уважение к другим культурам — это основа нашего единства. Однако не кажется ли, что уважение должно быть взаимным?
Свежие комментарии