24 сентября российские мусульмане отметят Курбан-байрам, и, скорее всего, с этим праздником их поздравит президент Владимир Путин. Во всяком случае он делал так трижды начиная с 2012 года. С тех пор количество мусульман в России только росло – сегодня их от 15 до 20 млн человек, то есть каждый седьмой россиянин. Следует учесть, что львиная доля наших правоверных приходится на Москву и Петербург, где в сумме с гастарбайтерами из Средней Азии они становятся всё более заметными. Кремль видит задачу-минимум в том, чтобы мусульмане оставались лояльны нынешнему курсу и не ввязывались в межэтнические разборки. А в перспективе из правоверных и православных может и дальше успешно формироваться единая гражданская нация.
«Электронный Коран»
В прошлом году почти 80 тыс. мусульман встретили Курбан-байрам в мечетях Петербурга. Это при том, что мечетей в городе на Неве всего две. Для сравнения: на стадионе «Петровский», где играет домашние матчи футбольный «Зенит», помещается 21 тыс. зрителей. Порядка 1,5 тыс. человек молились на территории Апраксина рынка, ещё тысяча – в молельной комнате на Васильевском острове. Около 70 тыс. мусульман пришли к Соборной мечети на Петроградской стороне, вмещающей от силы 5 тысяч. Чтобы иметь шанс попасть внутрь, люди ночевали у входа, несмотря на холодную осень. А молельными ковриками были устланы все прилегающие улицы и переулки.
Как ни странно, обошлось без серьёзных эксцессов. Не замечено ни одного случая жертвоприношения баранов – против этого обряда выступают власти обеих столиц. Не было и межнациональных столкновений, хотя в те же дни в горсуде рассматривали дело националиста Николая Бондарика. К предшествующему Курбан-байраму он готовил провокации: ряженные под инородцев соратники должны были нападать на петербуржцев, чтобы спровоцировать бучу на этнической почве. Впоследствии Бондарику дали 1,5 года условно.
– Все мусульмане – братья, особенно в день Курбан-байрам, – рассказывает строитель Чингиз. – В ожидании молитвы казахи и дагестанцы делятся друг с другом едой. С утра тротуар вокруг мечети был застлан коврами, пледами, даже кусками обоев и газетами, поскольку молельный коврик есть не у каждого. Несмотря на холод, большинство пришедших перед началом намаза снимают обувь. Кстати, никогда не слышал, чтобы у кого-то в мечети пропали дорогие ботинки. А баран вообще не обязателен. К тому же его немногие могут себе позволить: животное весит в районе 50 кило, каждый килограмм мяса стоит 400–500 рублей в магазине. Халяльную баранину заказывают на бойнях, она вдвое дороже. А ведь традиция велит треть жертвенного мяса отдать соседям, треть – беднякам, а остальное оставить себе.
В толпе, собравшейся у мечети, идёт бойкая торговля, которую Коран не осуждает. Кстати, вместе с самсой и газетами для мигрантов предлагают «электронный Коран»: нужно приложить сканер-микрофон к изречению в книге, чтобы оно зазвучало на русском, арабском или английском. Но такая штука опять-таки не каждому по карману. Куда более в ходу проповеди духовных лидеров, которые можно слушать посредством телефона и наушников. На одной из них Верховный муфтий Талгат Таджуддинпризывал слушателей «исполнить гражданский долг и принять участие в выборах вместе со всеми россиянами».
– Ислам – это религия не пришельцев, не мигрантов, а коренных россиян, поскольку мечеть в Дербенте построили раньше, чем была крещена Русь, – говорит председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. – Стоит отметить, что ни во времена царской России, ни в период коммунистического режима мусульмане не имели таких прав, какие мы имеем в настоящее время. По Конституции православие и ислам являются равноправными. Конечно, хотелось бы иметь больше возможностей для строительства наших храмов, чтобы люди могли совершать богослужение не на улице и не на трамвайных путях....
Свежие комментарии