На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

99 044 подписчика

Свежие комментарии

Очень плохие парни

35 лет назад на экраны вышел фильм Мартина Скорсезе «Славные парни», перевернувший мир гангстерского кино. Хотя это звучит нарочито: криминальные истории с момента основания Голливуда были самым ходовым товаром. Как можно «перевернуть» эту нишу в 1990 году, когда с момента премьеры «Крёстного отца» прошло 18 лет?

Кто только не пытался, но у Скорсезе получилось.

Обычно реформаторами в кино становятся не мэтры, а дерзкие новички. Выскочка может сделать фильм «от себя», наплевав на традиции жанра – терять ему нечего. А у живого классика место в истории уже завоёвано – и вся его творческая энергия уходит на то, чтобы это место не потерять. Мартин Скорсезе уже был таким классиком после «Таксиста» и «Злых улиц». Он мог бы и дальше клепать фильмы по образу и подобию, как делает нынешний классик Гай Ричи, навсегда оставшийся в колее своего первого хита «Карты, деньги, два ствола». Скорсезе же решил сделать «Славных парней».

На фильм угрохали неслабые по тем временам 25 млн долларов, в кастинге сверкали именитые Роберт Де Ниро и Джо Пеши. Тем не менее летом 1990-го с предпремьерного показа в лучшем кинотеатре престижнейшего округа Оранж зрители бежали, будто начался пожар. «Только на сцене, где Томми Де Вито, которого играл Джо Пеши, бьёт ножом лежащего в багажнике Билли Баттса, ушло 38 человек. А это самое начало фильма!» – вспоминает продюсер Ирвин Уинклер. Тогда точно никто не поставил бы и цента, что в том же году «Славные парни» получат «Серебряного льва» на Венецианском фестивале и намного обгонят по кассовым сборам третью часть легендарного «Крёстного отца».

Этот самый цитируемый и пересматриваемый фильм о мафии внесут в Национальный реестр фильмов как «культурно, исторически или эстетически значимое явление кинематографа», а его копия будет храниться в Библиотеке Конгресса США. А создатель успешнейшего сериала «Клан Сопрано» Дэвид Чейз прямо признается: «Славные парни» – это мой Коран». И наймёт в свой проект более 20 актёров из картины Скорсезе.

«Славные парни» – это реальная история Генри Хилла, головореза ирландско-итальянских кровей, прошедшего путь от уличного бандита до отмороженного мафиози-наркомана. Родившийся в рабочей семье в Бруклине, Хилл уже в 11 лет хилял на подхвате в местной банде, входившей в мафиозную семью Луккезе. Славные парни, днём и ночью сидевшие за столиками в кафе и решавшие вопросы, стали для подростка эталоном сплочённости и предприимчивости: «Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером. Для меня быть им значило куда больше, чем президентом Соединённых Штатов».

В 1978 году уже матёрый бандюга Хилл с подельником Джимми Берком осуществили дерзкое ограбление в нью-йоркском аэропорту, сорвав куш около 6 млн баксов. Правда, полтора года спустя полицейские «приняли» Хилла по обвинению в торговле наркотиками, и он спалил всю братву в обмен на участие в программе защиты свидетелей. И это было время, когда омерта ещё была не пустым звуком, а «люди чести» даже под угрозой пожизненного срока держали язык за зубами.

Однако быть стукачом неприятно. Хилл захотел написать мемуары, чтобы хоть как-то оправдаться: мол, эти славные парни сами собирались меня грохнуть, а вся их верность держалась на страхе. Соответственно, никакой я не предатель, а волк, прорвавшийся за флажки. Но в издательстве «Саймон и Шустер» положить на бумагу историю Хилла поручили опытному криминальному репортёру Николасу Пиледжи, который подошёл к делу педантично: «Два года мы с Генри разговаривали почти каждый день – по телефону, в отелях, ресторанах, в офисе прокурора и даже в парках». Книга Пиледжи «Умник» вышла в 1986 году, стала бестселлером и, что куда важнее, понравилась Мартину Скорсезе, который оценил внимание к деталям, ибо сам вырос в таком же районе. Пиледжи стал сценаристом картины, которую даже настоящие мафиози считают не художественной, а документальной.

Скорсезе всё время заставлял артистов учиться у реальных братков. Он приводил на съёмочную площадку гангстеров и спрашивал: «Мы правильно делаем?» Обычно они говорили: «На самом деле всё гораздо хуже». На эпизодические роли режиссёр нанял пять–шесть человек, некоторые из которых только что вышли из тюрьмы. Скорсезе лично водил Де Ниро и Пеши к итальянскому портному, который сшил им костюмы нужного покроя. Когда персонажу Де Ниро потребовались часы в стиле эпохи, хозяин модного магазина винтажных часов закрыл своё заведение, чтобы киношники могли, не торопясь, выбрать нужную модель.

И это всё не прибабахи эксцентричного режиссёра. Скорсезе добивался, чтобы актёры чувствовали реальность окружающего мира в каждой детали. Как следствие, уровень насилия и нецензурщины зашкаливал. Гангстеры-консультанты прямо на съёмочной площадке обсуждали, достаточно ли в кадре крови и мозгов. Из режиссёрской версии фильма вырезали десять наиболее жестоких эпизодов, но зрители всё равно бежали из зрительных залов.

Но выбор был сделан. Тут ты либо снимаешь кино для домохозяек про отважных копов и злых бандитов, либо показываешь жизнь как она есть. До критиков вскоре тоже дошло, что Скорсезе снял шедевр в духе «как оно было на самом деле», который нелегко будет повторить. И за их рецензиями потянулся зритель, заработало сарафанное радио, сборы вдвое перекрыли бюджет. Из сегодняшнего дня «Славные парни» выглядит не самым страшным фильмом о мафии, но, вероятно, остаётся самым аутентичным. Потому что мастер должен думать не о том, как понравиться наибольшему числу зрителей, а как погрузиться в реальность и запачкать ею руки.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх