Ситуация на востоке Украины, конкретно по линии Покровск – Селидово – Украинск – Курахово, складывается такая, что почти все украинские информационные ресурсы уже считают её катастрофой. Украинские военные не исключают скорого обрушения фронта и отступления ВСУ к Днепру. Именно так поступили гитлеровские войска, когда не смогли в 1943 г. держать оборону против Красной армии даже восточнее, по реке Миусс. Когда на них стали давить со всё возрастающей силой, немцы бросили позиции и перебрались на правый берег Днепра, где заранее готовили оборонительный рубеж под названием Восточный вал. Иначе военные части вермахта рисковали оказаться в многочисленных котлах.
Примерно такая ситуация складывается и сегодня по линии Покровск – Селидово – Украинск – Курахово. Это запад ДНР и край Донецкого кряжа, где ещё была возможна оборона. После него начинаются степи и прямой выход к Днепру.
Правда, есть и с нашей стороны некие блогеры, которые вдруг начали опасаться того, что уже ВСУ могут атаковать с флангов наши части в районе Очеретино. В результате якобы может получиться котёл уже нам, когда будут перерезаны пути обеспечения наступающих на Покровск частей. Вот давайте и посмотрим, насколько вероятна такая опасность. Известный блогер, имеющий значительное количество подписчиков в социальных сетях, предположил, что ВСУ могут перерезать дороги, по которым со стороны Донецка в сторону Очеретино идёт снабжение наших наступающих частей.
Во-первых, необходимо учитывать географическое расположение Очеретино и его стратегическое значение. В этом районе российские войска имеют значительное преимущество как в численности, так и в оборонительных возможностях. Рядом огромные города Донецк и Авдеевка. В частности, Донецк – важнейший транспортный центр, откуда возможна быстрая переброска резервов и подкреплений в случае угрозы. Согласитесь – в таком крупном городе, как Донецк, можно сосредоточить десятки тысяч военных с техникой и всем необходимым. Именно так ВСУ скапливали свои силы в Сумах, которые умело прятали и маскировали в городской среде и откуда двинули колонны в Курскую область. Так что Очеретино явно находится под надёжным прикрытием. От Очеретино до Донецка – несколько десятков километров при хороших дорогах.
Кроме этого в результате нашего наступления на юг от линии Покровск – Селидово – Украинск – Курахово в сторону Угледара под контролем оказались стратегические высоты, которые являются серьёзным препятствием для возможной атаки на Очеретино.
Если смотреть на север, где ЛНР граничит с Харьковской областью, то и здесь ситуация для ВСУ ненамного лучше, чем под Покровском. Наши части упорно продвигаются к Купянску, от которого прямая дорога к Изюму и далее – на Харьков. Так что украинские войска вынуждены обороняться по всему фронту, что ограничивает их возможности для организации каких-либо наступательных операций в других районах, таких как Очеретино.
На фоне такого мощного продвижения наших частей на запад остаётся большой проблемой – как моральной, так и военной – захват части Курской области украинскими частями. Суджанский район, находящийся на удалении от крупных населённых пунктов и важнейших коммуникационных центров, оказался лёгкой целью. Тем не менее ситуация здесь коренным образом отличается от того, что происходит в районе Донецка и Авдеевки.
Расстояние от Суджи до Сум составляет больше 40 км. Причём их соединяет только одна дорога, что очень затрудняет ВСУ организацию снабжения и удержание захваченных позиций. Эта дорога – самое узкое место для организации любых наступательных операций. Например – на Курск, до которого от Суджи долгие 85 километров. В случае нашей контратаки украинские подразделения могут оказаться в крайне уязвимом положении, рискуя быть уничтоженными при попытке отступления. Во всяком случае, спокойно отползти в Сумскую область им не удастся. На хвосте всегда будут висеть наши части.
Можно привести пример из Крымской войны 1853–1856 годов. Участница вторжения – Великобритания предприняла попытку отвлечь российские силы от основного театра военных действий в Крыму, отправив эскадру на Камчатку. В 1854 г. британцы атаковали Петропавловск-Камчатский, но их попытка захватить наш отдалённый форпост не увенчалась успехом. Российский гарнизон, получив предупреждение, смог укрепить оборону и отбить все атаки противника. В итоге англо-французская эскадра была вынуждена отступить, не добившись поставленных целей.
Мало того, ровно 170 лет назад, во время той же Крымской войны, словно Господь Бог помогал нашим войскам, и небывалой силы шторм попросту уничтожил британский флот у Севастополя. Затонул даже первый в мире английский военный пароход. Вот что пишут очевидцы о тех событиях: «Во время шторма британский флот снабжения и союзников находился в Чёрном море со всеми припасами для зимней военной кампании. Поднялся сильный шторм и начал наносить удары по флоту. По меньшей мере 37 кораблей либо были серьёзно повреждены, либо потерпели крушение. Большая часть зимних припасов была потеряна, включая продовольствие, топливо и зимнюю форму. В результате многие мужчины умерли от переохлаждения и болезней».
Этот эпизод иллюстрирует, насколько сложно организовать успешное наступление на удалённые и хорошо защищённые позиции. Подобно тому, как британская эскадра не смогла захватить Петропавловск-Камчатский, украинские войска никогда не добьются успеха в Курской области, где наши войска укрепили свои позиции и пока обнуляют резервы ВСУ на фоне обвала фронта на западе ДНР.
Как считают военные блогеры из США и Германии, после прорыва последней в ДНР линии обороны ВСУ Покровск – Селидово – Украинск – Курахово наши наступающие воинские части получат доступ к новой оперативной зоне, расположенной на территории уже Днепропетровской области. Этот регион отличается ровным рельефом, что значительно упростит организацию маневренных боевых действий. В отличие от пересечённой местности Донецкого кряжа, где доминируют горные и холмистые участки, степные просторы Днепропетровской области предоставляют большие возможности как раз для наступления вплоть до Днепра. Учитывая, что на этом участке фронта нет крупных населённых пунктов и естественных оборонительных рубежей, украинские войска окажутся в крайне сложной ситуации, не имея возможности для эффективной обороны.
Так что можно сказать, разобрались со страхами по поводу возможного окружения наших частей, как иногда бывает, когда передовые отряды уходят далеко вперёд, оголяя тылы. В нашем случае этого не может произойти на фоне наступления не только на узком участке фронта, но и по всей линии боестолкновения.
Но вернёмся к нашему наступлению в направлении Покровска. На этом участке фронта ситуация для ВСУ складывается катастрофическая. Об этом пишут все украинские паблики. Там сосредоточено значительное количество наших войск. Киевский пропагандист Арестович* даже выдавил из себя тяжёлое признание в том, что на Покровском направлении мы сосредоточили уже 120-тысячную группировку. Достоверно ли это на самом деле, гражданские знать не могут. Но для украинских обывателей, которые всё ещё ждут скорую победу и взятие как минимум нашего Курска, это оказалось плохой новостью.
Её не смогло уравновесить сообщение генштаба ВСУ о том, что для прикрытия покровской «чёрной дыры» сюда переброшена одна из наступательных бригад Нацгвардии Украины «Кара-Даг» численностью 2 тыс. человек. Бригаду переместили с юга Украины, где она готовилась к наступлению в сторону Крыма. Но если то, что говорит Арестович*, правда хотя бы наполовину, такая переброска резервов – лишь капля в море от того, что смогло бы выровнять для ВСУ ситуацию под Покровском.
Но Арестович* не угомонился на признании нашего численного превосходства в направлении Авдеевка – Покровск. Он заявил, что и на Южном направлении, а это Херсонская и Запорожская области, у нас сосредоточено не меньше 100 тыс. военных. С артиллерией, тучами дронов и с поддержкой авиации. Так что нас уже не остановить, раз мы прорвали все их оборонительные линии. Главная из которых строилась на неприступности Авдеевки. С её падением началось наступательное маневрирование наших войск между остатками слабо укреплённых сёл и городков. Таких как Селидово, Украинск, Мирноград и собственно Покровск. ВСУ могут пытаться бросить сюда резервы, но их будут обходить с флангов, как это произошло с Карловкой. Украинские военные срочно отступили оттуда на юг. То же самое происходит и севернее Красногоровки, что напротив Карловки. ВСУ вынуждены уходить и оттуда, чтобы избежать попадания в огромный котёл. То есть – в окружение.
Так будет и с Покровском. Его не стали брать в лоб. Сначала пошли южнее на Селидово, затем – ещё южнее на Украинск, с очевидной целью вернуть Курахово. Так будет выстроена новая линия фронта Покровск – Селидово – Украинск – Курахово. А значит, под угрозой окружения окажется и гарнизон ВСУ в Угледаре. К тому же его самые боеспособные части тоже перебрасывают на укрепление обороны Покровска. То есть ВСУ готовят Угледар к сдаче. Одним словом, ситуация на фронте для ВСУ, когда Донецкий кряж, крайне удобный для обороны, скоро останется позади наших войск, становится крайне неприятной. Резервы уже не спасают киевскую группировку. Средний возраст военнослужащих приближается к 50, и они не хотят дальше воевать. Просто не умеют. Их окружают, после чего они сдаются или отступают. Зацепиться украинским частям уже не за что. Наши войска выходят на оперативный простор, и на этом направлении у нас накоплены огромные силы.
Сейчас ещё несколько слов о значении Покровска. Рядом с городом находится «Шевченковское месторождение» – одно из крупнейших литиевых месторождений на территории Украины, находящееся в Донецкой области. А литий, как известно, – это стратегически важный металл, который используется в производстве аккумуляторов, особенно для электромобилей, а также в других высокотехнологичных отраслях. Кто владеет литием, тот владеет миром. Спрос в мире на литий растёт каждый час.
Но это ещё не всё, что касается Покровска, потерю которого в Киеве считают катастрофой и предвестником ещё большей беды. Во времена СССР на Украине было два огромных месторождения коксующихся углей. Первое – в Луганской области. Второе по мощности – в окрестностях Покровска. С месторождением в ЛНР всё ясно. А вот на коксующемся угле из-под Покровска до сих пор работала украинская металлургия и особенно сталелитейная промышленность.
Так что возврат всей территории ДНР станет не только для ВСУ, но и для украинских олигархов типа Ахметова катастрофической катастрофой. Поэтому стоит ожидать на этом участке фронта особо упорного сопротивления ВСУ.
В одной из телепрограмм военный эксперт Андрей Клинцевич сказал, что южнее западной части ДНР, на южном направлении, ВСУ сосредоточили 20 тыс. военных, прошедших подготовку в Британии, Германии, Литве и Польше. Группировка ВСУ готовится к осеннему наступлению в сторону Крыма, что вызывает ассоциации с попыткой прорыва в ту же сторону, как это было в июне 2023 года. Она же может быть брошена и на запад ДНР, если станет совсем плохо.
Теперь о поступающих на Украину американских самолётах F-16. Стало известно, что их скрыто завозят на украинские аэродромы в разобранном виде на транспортных фурах и прячут до поры до времени. Тот же Андрей Клинцевич утверждает, что они не предназначены для боевых действий на Донбассе, а будут использоваться для атак на Крым, когда начнётся осеннее наступление ВСУ из Запорожской области на Джанкой и в Крым. Главной целью F-16 станет Крымский мост, который будут пытаться обнулить с помощью дальнобойных британских и американских ракет, передаваемых Киеву под видом тех же гражданских грузов.
Предположим, что так и есть. Накануне ноябрьских выборов президента США обнуление Крымского моста могло бы стать важным аргументом Камалы Харрис для оправдания затратной гибридной войны демократов против нас на территории Украины. Понятно, что в США такое обнуление выглядело бы эффектно, если прогноз Клинцевича оправдается. Но вот что важно знать нам: значение Крымского моста для снабжения нашей Южной группировки войск и всего Крыма хоть и важно, но не критично. Снабжение полуострова уже несколько месяцев идёт по сухопутному коридору – новой железнодорожной трассе из Ростова в Джанкой и до Симферополя, проложенной по возвращённым территориям побережья Азовского моря. Параллельно железной дороге проложена и новая автомагистраль. Эта транспортная артерия не только дублирует возможности Крымского моста, но уже заменяет его на 100% и даже больше.
Впрочем, расчёт на то, что к выборам американского президента в ноябре украинцы должны принести на блюдечке обнулённый Крымский мост, могут и не оправдаться с новым претендентом на эту должность. Первый звоночек того, что для Украины не всё так хорошо со стороны США, стало первое большое телеинтервью Камалы Харрис. Оно случилось впервые после того, как Байдена отправили на покой.
В интервью CNN у Харрис была главная задача – не выглядеть пустой хохотушкой, а вполне респектабельной и спокойной. В противовес Трампу. И она это сделала. При этом игнорировала все тяжёлые темы, которые достались ей от Байдена. Во время интервью вообще-то произошла настоящая мировая сенсация. Камала Харрис ни разу не упомянула Украину и Россию. В интервью было всё: и про границу с Мексикой, и про Израиль с Палестиной. Только про Украину и Россию – ни слова. Это говорит о многом.
Понятно, что США и при Камале Харрис сразу не прекратят помощь группировке Зеленского, но брать на себя чужие грехи – Байдена, Клинтонов и Обамы – она, скорее всего, не будет. Потому что в США большинство политиков уже считают ошибкой участие США в конфликте России против прозападного режима Зеленского и его группы. Доказательством тому стала потеря на Украине самолёта F‑16. В США эту потерю восприняли очень болезненно.
Вот что написала «Вашингтон пост». «Украинский истребитель F-16 разбился, убив своего пилота, когда он отбивался от шквала российских ракет». В Вашингтоне по этому поводу разыгралась просто нешуточная драма. Американцы настолько верят в свою военную технику, свои дальнобойные ракеты и самолёты, что, когда их начали массово сбивать, а тут и первый самолёт грохнулся, у них просто начал плавиться мозг. Ещё и пилот погиб, которых всего-то человек десять, и их долго готовили.
Вот что пишет по этому поводу американский блогер, бывший сотрудник Пентагона Стивен Брайен. Он только что опубликовал довольно скандальный пост о возможной причине гибели первого американского самолёта. Причина, на его взгляд, в том, что на Украине сосредоточен целый зоопарк самых разных систем ПВО. Там и немецкие, и французские, и старые советские, и американские устройства. Несмотря на них, F-16 всё же грохнулся на землю. Стивен Брайен пишет, что в тот день или даже ночь десятки, если не сотни российских «Гераней» и ракет, среди которых много ложных целей и ракет для подавления ПВО, просто заполонили воздушное пространство Украины. В небе царил тихий ужас: работали самые разные системы ПВО, и пилот вообще мог отключить распознаватель «свой–чужой», поскольку эфир был наполнен, скажем так, самыми разными голосами – от французов, англичан и немцев до украинцев и американцев.
Есть ещё один комментарий бывшего помощника бывшей премьерши Британии Маргарет Тэтчер. Он написал пост о том, что на Украине случилась классическая ситуация, характерная для НАТО. Когда в одном месте – в нашем случае, на Украине – собираются все кому не лень, там начинается полная задница: никто не понимает того, что делает сосед. Единого командования, как оказалось, у НАТО нет. Во всяком случае, этот механизм в нужное время не работает. Британец пишет, что сам был участником и свидетелем того, как в штабах НАТО царил полный хаос. А что касается Украины, то, исходя из собственного опыта, британец уверен, что хаос только усилится, если русские, то есть мы, продолжим массовые обстрелы и уничтожение украинской военной и промышленной инфраструктуры. Так что гибель самолёта F‑16, который не успел сделать ни одного выстрела, вполне объяснима и закономерна.
* Внесён в российский перечень террористов и экстремистов.
Свежие комментарии