Какие дорожные объекты в Иркутске всерьез повлияли на городские транспортные потоки за последние лет 10–15? Если спросить у коренных иркутян и тех, кто живет в столице Прибайкалья хотя бы те же полтора десятка лет, то ответов будет не так уж и много. По большому счету, таким объектом за все это время стал только Академический мост, построенный в 2013 году.
Конечно, за эти годы отремонтировано немало магистральных улиц, приведены в порядок сложные транспортные узлы вроде путепровода на ул. Джамбула, но городу не хватало больших проектов. Кажется, дождались — администрация Иркутска заявила о финишном этапе проектных работ по двум крупнейшим развязкам — Байкальской и Лермонтовской.
Укрепляем транспортный каркас
Через эти две развязки сегодня проходят основные потоки транспорта в Октябрьском и Свердловском округах Иркутска. Про их загруженность, особенно в часы пик, говорить не приходится. Вопрос их реконструкции назревал очень давно, однако реальное решение появилось только сейчас.
Итак, уже в мае планируется подать документы для прохождения Главгосэкспертизы по Байкальской развязке, а по Лермонтовской развязке — в августе. Об этом стало известно на совещании в администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова.
Как рассказал главный инженер компании-проектировщика ООО «МОСТ» Иван Гайворонский, на улице Байкальской предусмотрено устройство двух эстакад с выходом на Байкальский тракт и проспект Маршала Жукова. На первой эстакаде будет организовано движение по четырем полосам. Она пройдет в стороне от стелы «Иркутск — город трудовой доблести». До ответвления съезда на проспект Маршала Жукова сделают переходно-скоростную полосу.
Сооружение планируется достаточно масштабным, поэтому оно включает в себя подпорные стенки, искусственные водопропускные сооружения (мосты, трубы) и даже три новых подземных пешеходных перехода. Проектировщики заявляют о разработке решений по подземным и наземным коммуникациям, системе ливневой канализации и наружного освещения. Предусмотрен перенос контактной сети троллейбуса и обустройство автобусных остановок. Для регулирования транспортно-пешеходных связей планируется устройство тротуаров и велодорожек.
«Проектом предусмотрено 8 этапов. Администрацией города поставлена задача сократить срок, поэтому будем работать в этом направлении, в том числе внедряя современные технические решения», — обращает внимание заместитель директора ООО «МОСТ» Алексей Пригорнев.
К таким большим работам мэрия намерена готовиться заранее, планируя временные ограничения движения по проспекту Маршала Жукова и улице Байкальской. Соответственно загодя, совместно с ГАИ, будут определяться пути объезда, о которых проинформируют жителей.
Проект Лермонтовской развязки полностью изменен в связи с новыми требованиями законодательства. Участок включает объездную дорогу Первомайский — Университетский от существующего съезда от мкр. Первомайский до Академического моста, отрезок улицы Лермонтова (от остановки «Институт МВД» до границ перекрестка с ул. Улан-Баторская (бизнес-центр «Академический»). Запланирована реконструкция существующего путепровода через железную дорогу и строительство нового с разделением потоков противоположного направления.
«В этом году будет завершена реализация крупных инженерных проектов, таких, как строительство теплового луча, напорных трубопроводов. Без этого невозможно дальнейшее развитие Иркутска. Такая работа — большая подготовка города к дальнейшим преобразованиям, — анонсирует Руслан Болотов и конкретизирует. — Одна из ключевых задач, которая перед нами стоит — укрепление транспортного каркаса. Масштабные проекты строительства Байкальской и Лермонтовской развязок — сложные технически, но их реализация откроет новые перспективы для областного центра. Планируем уже в следующем году приступить к реконструкции Байкальского кольца, прорабатываем вопрос получения финансирования».
За пять лет 120 километров
Пока же город и горожане готовятся к крупным дорожным стройкам, нелишне вспомнить, сколько дорог и где именно в Иркутске было отремонтировано за последние пять лет. Городская администрация дает такие цифры — свыше 120 километров дорог приведены в порядок по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» с 2020 по 2024 годы. В 2020 и 2021 — по 22 участка, в 2022–21 участок, в 2023 и 2024–25 и 26 участков соответственно.
Главным событием 2021 года стало открытие выделенной полосы для автобусов на улице Трактовой. Это помогло улучшить транспортное обслуживание всего Ленинского округа — пассажиры общественного транспорта до сих пор благодарны «выделенке» за экономию времени.
В 2022 году масштабные работы провели на улицах Карбышева и Култукской. Эти улицы расположены в предместьях Рабочее и районе, неформально называемом Копай. На них также приходится серьезный трафик. Там уложили новое дорожное полотно, выполнили монтаж подпорной стенки, построили ливневую канализацию с локальными очистными сооружениями, обустроили тротуары и опоры освещения.
В 2023 году был завершен капитальный ремонт улицы Верхняя Набережная и реконструкция путепровода на ул. Джамбула. Последний «узел» — ключевой для жителей Ленинского округа, которые почти три года из-за ремонтных работ были вынуждены тратить больше времени на проезд этого участка. Зато сейчас там нет заторов практически в любое время.
Самый большой объем работы сделан в 2024 году, в общей сложности отремонтировано более 28 километров дорог. Изменения заметили жители каждого округа, так как обновлялись самые значимые магистрали — улицы Академическая, Якоби, Байкальская, Горького, Чайковского, Пролетарская, объездная микрорайона Ново-Ленино.
Дорожные работы в областном центре продолжаются. Этот год обещает быть рекордным. В планах привести в порядок 34 участка улиц общей протяженностью 30,4 километра.
Свежие комментарии