На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 863 подписчика

Свежие комментарии

  • Вениамин Мельников
    слово совесть отсутствует в лексиконе наших руководителей,оно заменено на толерантность (безразличие) Мы должны быть ...Отставной адмирал...
  • Ole Ole
    Самый большой наш грех - что Российская империя помогла созданию террористического государства СШАПосол Антонов: у ...
  • Владимир Акулов
    ПОЛЬЗА  РОЗГИ  И  РЕМНЯ  ...Споры на форуме - Современные дети в школах непослушные... Катя - Неко...Отставной адмирал...

Мозги нации

 

Как говорят учёные, изучающие нашу планету, мы пока только прокололи шкурку апельсина, что внутри – загадка. Работа человеческого мозга – тайна ещё большая.

Почему народы массово сходят с ума, танцуя гопак на площадях? Во что чиновники превратили некогда передовую фундаментальную науку? На эти и другие вопросы «АН» отвечает выдающийся российский нейрофизиолог и нейроэндокринолог, заведующий лабораторией нервных и нейроэндокринных регуляций Института биологии развития им. Н.К. Кольцова, академик РАН Михаил УГРЮМОВ.

Победить Альцгеймера

– Во всём мире создают междисциплинарные лаборатории для решения стратегических научных задач.

– Сама идея объединения лабораторий для решения задач на прорывных направлениях правильная. На стыке разных наук появляются новые идеи, рождаются новые технологии по принципу качественных скачков.

Например, уже несколько лет работает программа «Фундаментальные науки – медицине» Президиума РАН. Самый большой кластер в ней – изучение человеческого мозга и нейродегенеративных заболеваний, в частности болезней Паркинсона и Альцгеймера. Занимаются этой проблемой лаборатории из 30 бывших институтов РАН. И хотя в мире пока не удалось вылечить ни одного такого больного, пришло понимание, как развиваются эти заболевания. И сейчас мы находимся в преддверии появления технологии, которая позволит вылечивать таких больных.

– В 70–80 лет болезнью Альцгеймера болеет уже примерно 15% людей. С чем связан такой рост?

– С увеличением продолжительности жизни. Ещё одна из причин – ухудшающаяся экология. Особенно в крупных городах. И это происходит на фоне омоложения заболевания. Все нейродегенеративные заболевания характеризуются тем, что погибают определённые группы нейронов мозга, отвечающие за определённые функции. Так, при болезни Альцгеймера человек теряет нейроны, ответственные за память, при болезни Паркинсона – выпадает группа нейронов, которая управляет двигательными функциями. Гибель нейронов происходит в течение 20–30 лет до появления первых симптомов. Человек болеет незаметно для себя и окружающих. Но у мозга огромные компенсаторные возможности, работу повреждённых участков берут на себя другие группы нейронов. Когда же появились первые симптомы, становится понятно, что мозг уже сильно разрушен. И лечить уже нечего.

– То есть главная проблема в поздней диагностике?

– Конечно. Сейчас параллельно в нескольких странах разрабатывается технология диагностики в самом начале заболевания. Тогда можно будет проводить элементарную нейропротекторную терапию – защиту нейронов от гибели. Можно будет отодвинуть драматические проявления болезни до такого возраста, до которого мало кто доживает.

Работа по ранней диагностике и превентивному лечению нейродегенеративных заболеваний началась у нас примерно в 2005 году. Позднее такие же программы появились и в других странах, в частности в США и в Евросоюзе. Пока никто не пришёл к финишу, и мы находимся в числе лидеров.

– Как бы это лекарство опять не стало панацей для избранных.

– Это вполне возможно. Тем более что сейчас всё переводят на платные рельсы. И это чудовищно. Все понимают, что науку, медицину и образование надо финансировать через прогрессивный подоходный налог. Ничего другого ни в одной стране мира пока не придумали.

Однако российские либеральные экономисты продолжают утверждать, что плоская шкала, по которой миллиардер платит по той же ставке, что и дворник, – благо. Это удивительно, потому что они, с одной стороны, пропагандируют западные ценности, а с другой – забывают, что прогрессивный налог и является одним из устоев любого демократического общества, будь то Франция, Германия или США.

Изоляция – смерть науки

– В США, Канаде, Европе открываются Центры мозга, которые объединяют все научные направления – от клиницистов до молекулярных биологов. Такие «миникремниевые долины».

– Пока эта тенденция реализуется только по пути создания Центров мозга. Два года назад такой центр введён в строй во Франции, а в этом году – в США.

В России было принято решение создать такой центр в РАН, но после её реорганизации этот вопрос автоматически отпал. В свете возможного эмбарго на поставки приборов и реактивов из западных стран его возобновление выглядит проблематично. Так, в моей лаборатории, как и в большинстве современных лабораторий, нитки отечественной нет – не выпускаются. И если введут эмбарго даже не на поставки суперприборов, а на простой натрий хлор – вся российская наука встанет.

Самый дорогой товар

– Михаил Вениаминович, не могу не спросить: что происходит на Украине? Откуда такое массовое помешательство населения – секретное оружие?

– На Украине в последние 20 с лишним лет экономическая, социальная, политическая поляризация общества росла как снежный ком. В конце концов нарыв прорвался майданом.

Почему именно там? Первое – у Украины нет подушки безопасности, например в виде запасов газа и нефти, позволяющей до определённой степени смягчать социальную напряжённость. Второе – изначально массовое движение за социальную справедливость превратилось в олигархическо-националистическую кампанию самоутверждения, которая уже не первый год подогревается извне... читать полностью

Картина дня

наверх