На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 863 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    ПОЛЬЗА  РОЗГИ  И  РЕМНЯ  ...Споры на форуме - Современные дети в школах непослушные... Катя - Неко...Отставной адмирал...
  • Игорь Морозов
    Эта безмозглая лысая , седая башка , уже совсем не понимает  что у него изнутри извергается.  А извергается только гн...Боррель: задержка...
  • Игорь Морозов
    эБоррель: задержка...

Памяти Генерального конструктора Александра Саркисова

13 января на 83-м году ушёл из жизни замечательный российский учёный и настоящий Генеральный конструктор Александр Александрович САРКИСОВ.

– АЛЕКСАНДР Александрович внёс вклад в создание и производство высокоэффективных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) для самолётов и вертолётов военного и гражданского назначения. По чертежам НПО им. В.Я. Климова, генеральным конструктором которого был А.А. Саркисов в течение 17 лет, было выпущено более 60 тысяч силовых установок для Ми-2, Ми-8, Ми-17 военных и гражданских модификаций, для Ка-25, Ка-27; 28; 29, Ка-32, Ка-52 и других. Были получены сертификаты России, МАК, Канады, Индии, Китая, ресурс двигателей довели до 9000 часов, созданы их различные модификации.

Под его руководством были созданы двигатели 4-го поколения РД-33 и АЛ-31Ф для истребителей «Микояна» и «Сухого» совместно с коллективами основных ОКБ – Ленинградского КБ им. В.Я. Климова и Московского КБ им. А.М. Люльки. Вот лишь одно из остроумных решений Саркисова: с разработки Уфимского КБ «отрезали» форсажную камеру, поставили нерегулируемые сопла и таким образом получили новый двигатель РД-33, который десятки лет надёжно служит Су‑25. Одним из основных преимуществ конструкции стали её непревзойдённая безотказность, простота и надёжность в эксплуатации.

А.А. Саркисов также руководил проектом создания управляемого вектора тяги реактивного двигателя. Именно он предложил сделать сопло с управляемым вектором тяги всеракурсным. Так был создан двигатель РД-133 (РД-МК), предназначенный для оснащения самолётов, базирующихся на авианесущих крейсерах ВМФ.

Одна из самых удачных работ, которые были выполнены под руководством А.А. Саркисова, – турбовинтовой двигатель ТВ7-117С (СМ) для гражданского самолёта Ил-114, транспортного Ил-114Т (и для военно-транспортного самолёта Ил‑112). На базе ТВ7-117С были созданы «вертолётный» вариант двигателя и силовая установка для высокоскоростных катеров различного водоизмещения и назначения.

Совместная работа коллектива НПО имени В.Я. Климова и АО «Мотор Сич» под руководством генерального конструктора А.А. Саркисова и генерального директора В.А. Богуслаева позволила модернизировать самый массовый вертолётный двигатель ТВ3-117. В итоге турбовальные двигатели ТВ3-117 и их модификации вошли в число наиболее надёжных в мире. На базе ТВ3-117 был создан новый российский двигатель ВК-2500, сертифицированный Авиарегистром МАК в 2000 году. Во время испытаний, проводимых в 2001 г. в Тибете, вертолёт Ми-17 поднялся почти на 9 тысяч метров. Таким образом, был создан отечественный двигатель, позволяющий существенно улучшить характеристики российских вертолётов «Миля» и «Камова».

Александр Александрович – один из тех, благодаря кому российское двигателестроение сохраняет свои передовые позиции. Человек, испытавший немало триумфов и драм, разделивший судьбу многих великих конструкторов и директоров, героев и лауреатов самых престижных премий, полученных за их удивительные достижения.

Светлая память о выдающемся конструкторе и учёном, прекрасном человеке, талантливом организаторе и инженере Александре Александровиче Саркисове навсегда сохранится в наших сердцах.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх