На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 864 подписчика

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Может попросит армян от нас забрать?Ушаков: 8 мая Пут...
  • tsan tsan
    Придётся нашим продемонстрировать тушку или шкурку.МИД Франции: Пари...
  • tsan tsan
    И зачем наш тратит на этого хорька соросовского время ?Ушаков: 8 мая Пут...

Азовские вызовы

Азовское море маленькое и до недавнего времени почти забытое. Вроде капля на карте, в 10 раз меньше соседних Чёрного и Каспийского. Но именно в этих водах сейчас кипит большая политика, пар может подняться на всю планету. Даже до начала крымских событий это была спорная территория, толком не поделенная между Россией и Украиной. Страны спорили 25 лет, теперь ситуация стала ещё интереснее.

Десантный маневр

12 июля 2012 г. настроение тогдашнего главы Украины В. Януковича было на подъёме. В этот день прошли переговоры по Азову с В. Путиным в Ялте. Наконец-то к особому удовольствию Киева, после многих лет бесконечных споров Россия признала за Украиной право владеть кучкой песка шириной 500 м по имени Тузла.

Вроде ерунда, но этот крохотный островок очень удачно расположился на карте Азовского моря. Он определяет, какой стране владеть Керченским проливом. «По сути, кто владеет крошечной Тузлой, тот теоретически контролирует 70% акватории Азовского моря», – говорит политолог А. Просёлков. Керченский пролив – ключ ко всему Азову. Это единственные транспортные ворота, по которым крупные суда с большой осадкой, включая сухогрузы, нефтяные танкеры и боевые корабли, могут пройти из Азовского моря в Чёрное.

 

 

Вид на Азовское море из космоса. Фото NASA

Неудивительно, что трения вокруг Тузлы шли с момента распада СССР. Возможно, это один из самых запутанных территориальных споров в мире. Изначально Тузла была частью косы, которая примыкала к Таманскому полуострову, то есть к нынешней России. Она закреплена как территория Кубани ещё указом Сената от 1869 года. Но в 1921 г. косу с какого-то перепугу переподчинили Крыму (который, как и Тамань, был тогда частью России). Потом на Тузле построили канал для рыбацких лодок, его размыло штормом, получился остров. Россия с передачей острова Украине долго была не согласна.

 

 

На первый план для соседа вышел денежный интерес. У кого пролив – у того право  собирать плату за проход судов. Это немалые средства. Азовские порты не мелочь, сравните две цифры. В прошлом году все российские порты Каспийского моря перевалили 7,9 млн. т груза. Хотя оно огромно по сравнению с Азовом, по перевозкам сильно отстаёт. За тот же 2014 г. один только порт Тамань на Азове перевалил 10,2 млн. тонн. Ещё 10 млн. т грузов обработал другой крупный азовский порт – Кавказ. Между прочим, это тот самый пункт на косе Чушка в Керченском проливе, в котором весь прошлый год ударно работала паромная переправа из Кубани в Крым.

В общем, очень маленький островок стал огромной политической занозой. 2,5 года назад на волне подъёма дружбы Киева и Кремля В. Янукович почти выхлопотал право на Тузлу, а вместе с ней и пролив. Почти, но не до конца. Потому что никаких окончательных договоров в Ялте не подписали. Впрочем, кое-что было сделано, на встрече РФ подтвердила право Украины брать плату за провод судов. По разным оценкам, сумма составляла от 15 до 17 млн. долл. в год, что для соседа большие деньги.

Исключение всегда делали только для военных кораблей. До поры до времени, поскольку в августе 2011 г. разразился скандал с большим десантным кораблём (БДК) «Азов». Тогда впервые в истории Украина потребовала плату за проход через Керченский пролив судна Черноморского флота России. Капитан отказался, каким-то чудом провёл БДК через российские воды мелководного Темрюкского залива. Этот эпизод не улучшил отношения стран.

Береговая самодеятельность

Сейчас история развернулась на 180 градусов. Крым опять российский, нашими стали и Тузла, и Керченский пролив. Стало быть, уже не Украина запирает РФ в Азовском море, всё ровно наоборот. К слову, сейчас в проливе спокойно, суда под флагами обоих государств ходят через него без препятствий.

На беду, второй важнейший вопрос по Азову остался нерешённым. ...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх