На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

99 076 подписчиков

Свежие комментарии

  • Run Николаева
    Какие, нах, компромиссы?! Все намазы, обедни, мессы и прочее-сколько угодно, в свободное от работы время.«Подождите, не ум...
  • Sergey Ivanov
    Судья «под давлением»? Скажите лучше, в доле!Вердикт вопреки л...
  • Модест
    Умная китайская обезьяна сидит на дереве и смотрит на бой тигров, а деньги предпочитает хранить в золоте, скупая его ...Министр финансов ...

Сможет ли новый закон остановить бегство врачей из системы ОМС?

Новый закон меняет правила игры для всех выпускников медицинских вузов. Их ждут три года обязательного наставничества в госучреждениях, а бюджетная ординатура теперь приравнивается к целевой со штрафами за «невыполнение долга». Власти заявляют, что таким образом залатают кадровые дыры в районных больницах.

Суть нововведений проста и сурова. Все бюджетные места в ординатуре становятся целевыми. Выпускник, отказавшийся от работы в назначенной клинике, обязан вернуть государству стоимость обучения в двойном размере. Но даже те, кто учился на платной основе, не избегут новой повинности — трехлетнего «наставничества» в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

Формально избежать этой участи можно, но цена вопроса — повторная сложнейшая первичная аккредитация вместо простой периодической. «Первичная аккредитация — это полноценный трехэтапный экзамен... К нему нужно готовиться, тратить на это время», — поясняют сами медики. По сути, это выбор между принудительной отработкой и профессиональным затруднением.

Чиновники тем временем, выступая с трибун, объясняют свое решение: закрытые фельдшерско-акушерские пункты в селах вновь откроются, а качество помощи вырастет. 

В образовательной среде закон встречают с осторожным оптимизмом. Некоторые видят в нем гарантию трудоустройства и возможность для выпускника «знакомиться с рабочим местом» заранее. Развитие института наставничества эксперты называют «оправданной мерой».

Но у этой медали есть и обратная сторона. Как поясняют эксперты, если просто обязать выпускников работать в госбольницах, но не создать условий для профессионального роста, качественной наставнической среды и достойной оплаты, результат будет обратным — мы потеряем мотивацию и приток абитуриентов в профессию.

 

Опасения разделяют выпускники. Некоторые признаются, что не пошли бы в медицину, знай о таких правилах заранее. Главное возмущение молодых специалистов — вопиющая несправедливость. Государство, столкнувшись с дефицитом IT-специалистов, осыпало их льготами: льготные ипотеки, высокие зарплаты, отсрочка от армии. Медиков, оказавшихся в аналогичной ситуации, ждут лишь новые ограничения и финансовые санкции.

«Взять, к примеру, сферу IT — мы видим, как государство их поддерживает с помощью «пряника». Но для нас же, медиков, почему-то избрали метод кнута», — возмущается ординатор, работающий медбратом в частной клинике.

Выпускница Сеченовского университета Ирина задается горьким вопросом: «К сожалению, вместе с ковидом мы потеряли не только отличных специалистов и родных, но и то небольшое уважение, которое появилось ненадолго к врачам».

Пожалуй, самый болезненный удар закон наносит по социальным перспективам молодых людей. Медицинская карьера и без того одна из самых долгих. Специалитет (6 лет) плюс ординатура (2 года) — и вот только в 25-26 лет врач получает право на самостоятельную практику. Новый закон добавляет к этому еще три года «наставничества».

«Получается, чтобы стать самостоятельным врачом в России, теперь нужно не восемь лет, а одиннадцать. Это годы учебы, когда человек не может полноценно работать и строить свою семью. То есть к 30 годам взрослый врач находится в роли студента. Нам и так некогда жить», — констатирует другой врач-ординатор.

Многие студенты и ординаторы вынуждены «сидеть на шее у родителей» или подрабатывать не по специальности, так как совмещать учебу с полноценной медицинской практикой почти невозможно. Обязательная трехлетняя отработка, часто в регионах с низкими зарплатами и без гарантий жилья, отодвигает возможность начать взрослую жизнь до немыслимых сроков.

Риск очевиден: вместо решения проблемы дефицита государство может получить поколение озлобленных, демотивированных специалистов, которые при первой же возможности покинут государственную медицину, а школьники, видя такую перспективу, просто перестанут поступать в медицинские вузы. 

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх