Долгожданный — именно такое определение подходит к объекту строительства участка федеральной трассы Р-255 «Сибирь» км 1797–1842 — обход города Усолье-Сибирское и поселка Тельма в Иркутской области. Сейчас по двум населённым пунктам в сутки проходит практически 20 тысяч автомашин, в том числе большегрузных. Это почти вдвое больше нормы для существующего участка трассы. На узких городских улицах, сдерживаемые светофорами и пешеходными переходами, водители теряют порой до двух часов своего времени, ДТП — не редкость.
«Новый участок трассы позволит увеличить пропускную способность с 15 до 30 тысяч автомобилей в сутки. При этом значительно повысится уровень и безопасность дорожного движения. Транспортные потоки разделят осевым барьерным ограждением. Эта мера поможет исключить самый опасный вид ДТП — встречные столкновения», — отметил начальник Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет.
Проект строительства обхода вошёл в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утверждённый Правительством РФ. Согласно этому плану в России в рамках реализации федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» построено 12 автодорожных обходов крупных городов — это почти 400 км.
Дорожники говорят, сам объект — уникальный и сложный одновременно. Помимо большого количества инженерных сооружений, переноса веток нефтепровода и этиленопровода, коммунальных и электрических сетей, по ходу трассы проводились археологические изыскания.
Раскопки в районе стоянки древнего человека возле села Мальта начались в 2020 году. Спасательные работы затронули 39 тысяч квадратных метров, попавших в полосу строительства автомобильной дороги. В раскопках приняли участие более 160 человек. Это сотрудники и студенты Иркутского государственного университета, жители Усольского района Прибайкалья, которые под контролем специалистов выполняли земляные работы. «По итогам трех лет спасательных археологических работ зафиксировано более 178 тысяч единиц находок шести уровней отложения культуры. Все они относятся к каменному веку и к разным его временным отрезкам. В основном — это изделия из камня, орудия труда, и остатки фауны, которая являлась охотничьей добычей древнего человека. Проведенные работы на стоянке «Мальта3» позволили ученым выяснить, что на этом месте 21-23 тысячи лет назад была тундра, там жили мамонты, носороги и бизоны, мясо и шкуры которых использовали местные жители, — комментирует итоги археологических изысканий Екатерина Липнина, кандидат исторических наук, директор научно-исследовательского центра «Байкальский регион».
Обход Усолья-Сибирского без преувеличения — стройка десятилетия в Иркутской области, таких масштабных объектов на федеральных трассах здесь не было 80 лет. Старт проекту был дан в августе 2019 года. Протяженность нового участка федеральной трассы Р-255 «Сибирь» км 1797–1842 — обход города Усолье-Сибирское — более 42,7 километров. В составе объекта шесть транспортных развязок, три из которых — двухуровневые, и 12 инженерных сооружений.
«Дорога соответствует I технической категории, по две полосы движения автотранспорта в каждую сторону. Новый участок трассы на 3 км короче существующего. Такого масштабного дорожного строительства в нашем регионе не было с середины прошлого века. Конечно, за пять лет мы прошли много непростых ситуаций, но финансирование проекта было подтверждено практически в полном объеме с самого начала. Решение Росавтодора поддержать дорожно-строительные организации в период пандемии и санкционного давления авансированием по госконтрактам до 50% позволило компенсировать удорожание материалов и техники. Конечно, есть нюансы. Пришло понятие параллельного импорта машин, механизмов, оригинальных запчастей. Увеличились и сроки поставок — до 120 дней. Но, все наши службы справились с поставленными задачами», — отмечает генеральный директор АО «Труд» Сергей Томшин.
«Сегодня для дорог 1В технической категории по системе измерения ровности покрытия международный показатель IRI — 1.7, мы добились ровности в 1.55. Для нас было важно сдать дорогу не только в срок, но и с отличным качеством, поэтому постоянно, совместно с Упрдор «Прибайкалье» (заказчик проекта) работали над улучшением технических характеристик объекта», — добавляет главный инженер — первый заместитель генерального директора АО «Труд» Юрий Кибирев.
Как все начиналось, какие технические решения были применены в ходе реализации объекта, расскажут те, кто своим трудом все эти пять лет приближал долгожданный финал. Виталий Кучко, начальник дорожно-строительного участка Усольского филиала АО «Труд» вспоминает, что в основании дороги отсыпали 4 млн кубометров земляного полотна, почти 400 тысяч кубометров грунта ушло на замену заболоченных участков по ходу трассы.
На строительстве обхода Усолья-Сибирского дорожники выполнили большой объем переустройства коммуникаций. «Переносили линии высоковольтных электропередач ВЛ 110 и 10 Квт, общей протяженностью 740 погонных метров, кабельных линий связи около 2000 погонных метров. На участке Усолье-Сибирское — Белореченское были переустроены напорная канализация, водопровод и теплосеть. Совместно с нашими партнерами — ТранснефтьВосток — переносили две ветки магистрального нефтепровода 720 и 1000 мм, а также этиленопровод от предприятия «Саянскхимпласта», — рассказывает Александр Вотинов, главный инженер Усольского филиала АО «Труд».
Предусмотренный в проекте строительства участка федеральной трассы Р-255 «Сибирь» км 1797–1842 — обход города Усолье-Сибирское слой основания из цементогрунта — это жесткая дорожная одежда, которая обеспечивает высокую несущую способность основания. Он имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными основаниями из каменных материалов: обладает высокой прочностью, водо- и морозостойкостью.
«На обходе Усолья полотно дороги похоже на слоеный пирог. 22 см — основание из цементогрунта, 16 см — пористой асфальтобетонной смеси марки 1 (в два слоя — 9 и 7 см). И верхний слой основания — это 5 см щебеночно-мастичного асфальтобетона, что также способствует долговечности эксплуатации дороги», — уточняет Павел Федоров, заместитель директора по производству Усольского филиала АО «Труд».
Надо отметить, что в АО «Труд» вот уже 10 лет как создано свое мостовое подразделение, поэтому фактически 90 процентов работ здесь производят собственными силами без привлечения субподрядных организаций.
«На этом объекте мы построили 5 мостов на реках Тельминка, Биликтуйка, Картагон и Целота. Мосты построены на забивных сваях с монолитными ростверками. Возведено 5 путепроводов на естественном основании с подпорными стенками. Два путепровода проходят над железными дорогами, и одна из них — Транссиб. В районе населенных пунктов Большая Елань и Нефтехимик построены два металлических пешеходных перехода. Каждый оснащен подъемниками для маломобильных групп. В районе развязки на Большую Елань построены шумовые экраны — 1395 метров — для защиты местных жителей от шумовых эффектов федеральной трассы», — акцентирует внимание на современности и комфортности объекта Павел Чеботарев, заместитель директора по строительству мостов Усольского филиала АО «Труд».
Напомним, новая дорога позволит обойти Усолье-Сибирское и Тельму, увеличить пропускную способность до 30 тысяч автомобилей в сутки, вывести транзитный транспорт из населенных пунктов. Построенный участок протяженностью 42,7 километров станет продолжением обхода Ангарска. Таким образом, участок от Мальты до Иркутска будет четырехполосным. Для обеспечения безопасности на участке построено шесть транспортных развязок, два крытых надземных пешеходных перехода, четыре автобусные остановки, 28 километров линий наружного освещения, установлено 64 километра барьерного ограждения и 532 дорожных знака. Дорожники установили 1,4 км шумовых экранов в районе населенных пунктов и нанесли 57 тыс кв метров дорожной разметки термопластиком.
«На строительстве обхода Усолья-Сибирского ежедневно трудилось 600 человек — рабочих, ИТР, механизаторов. В пиковый период работало до 700 человек, в том числе 100 ребят Байкальского студенческого строительного отряда (БССО). Рабочие к нам приезжали со всей России, но традиционно, больше половины — местное население из близлежащих городов — Усолья, Ангарска, Тулуна. Было задействовано 230 единиц техники. Данная работа — гордость для любого дорожника, такой объект бывает один раз в жизни», — уверен директор Усольского филиала АО «Труд» Евгений Рагозин.
Международный транспортный коридор «Европа — западный Китай» был отмечен председателем Правительства России Михаилом Мишустиным, как приоритетный. Именно в рамках данной программы в Иркутской области шло строительство обхода Усолья-Сибирского.
Внимательно следил за ходом работ — сроками и качеством — Сергей Тен, депутат Государственной Думы России, федеральный координатор партийного проекта ЕР «Безопасные дороги». Строительство обхода Усолья-Сибирского для парламентария было делом чести и исполнением наказов его избирателей.
Все работы на объекте строители завершили ко Дню дорожника (его в 2024 году мы встретили 20 октября). Ввод в эксплуатацию состоится после заключения комиссии Ространснадзора, комплексного обследования объекта на предмет безопасности его эксплуатации.
По итогам сезона отраслевыми наградами, грамотами и благодарностями отмечены более 90 человек — строителей обхода Усолья-Сибирского. Людей разных профессий и специальностей, кого объединило стремление соединять пространство и время, чтобы мы, пользователи дорог, могли комфортно и легко решать свои задачи и исполнять мечты.
Прямая речьСергей Тен, депутат Государственной Думы России, федеральный координатор партийного проекта ЕР «Безопасные дороги»:
— Почти 43 километра от реки Китой до посёлка Мальта — это почти сплошная прямая линия шириной в четыре полосы. Без светофоров и пересечений с железной дорогой. Я убежден, что с появлением обхода Усолья появится «зеленый коридор» для пользователей автомобильных дорог, ускорится движение по трассе Красноярск — Иркутск. Начнет развиваться придорожный сервис, пойдут поступления налогов в муниципальные бюджеты, будут созданы новые рабочие места, а с участием Минтранса России и Росавтодора мы все эти вопросы решим успешно.
• Протяженность обхода Усолья-Сибирского — 42,7 км • Построено: 5 мостов и 5 путепроводов, два пешеходных перехода
• Возведено: шесть транспортных развязок, три из которых — двухуровневые
• Установлено: 64 км барьерного ограждения, 29 км освещения, 1,4 км шумовых экранов, 532 дорожных знака
• Нанесено: 57 тыс кв метров дорожной разметки
• Переустроено: 740 погонных метров высоковольтных линий электропередач и 2000 погонных метров линий связи
• Перенесено: две ветки магистрального нефтепровода и этиленопровод
• На объекте было задействовано 230 единиц техники. Трудилось порядка 600 человек ежедневно.
Свежие комментарии