На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Алферов
    Это логично, капитан очевидность, блин.Телеведущий Добро...
  • Михаил Еграшин
    В Прибалтику НАТОвских вояк, типа, по обмену завозят. Местные уезжают, неместные прибывают?Науседа: в Литве ...
  • Леонид Ла Рошель
    А охрана в упор не видит одни и те же лица, что пристают к пассажирам? Значит, как минимум в доле.Мошенники начали ...

Валюта валют

НИИ питания РАН рекомендует среднему россиянину съедать в год 145 кг различных овощей: огурцов, помидоров, лука и других культур. Реальное потребление значительно меньше – 100–110 кг. На своей земле выращиваем в год примерно 15 млн тонн овощной продукции. Импортируем всего около 3 млн тонн. Идиллическая картина на первый взгляд. Но дьявол, как всегда, прячется в деталях. Точнее в семенах, из которых сельхозпроизводители выращивают свой урожай.

Собеседник «АН» директор ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур (ВНИИССОК) РАН академик Виктор ПИВОВАРОВ знает о «деталях-семенах» всё. И даже немного больше.

Помидорную семечку в тёплую землю зарою

– Виктор Фёдорович, какие семена – отечественные или импортные – в основном используют наши сельхозпроизводители?

– Основная часть овощной продукции, примерно 75–80%, у нас в стране выращивается на дачных участках и в небольших фермерских хозяйствах. Эти мелкие производители закупают в основном семена отечественного производства, наши сорта и гибриды. Оставшиеся объёмы «закрывают» крупные частные сельхозпроизводители. Вот они почти полностью – на 85–95% – используют зарубежные семена.

Причина проста. Крупные хозяйства организовывались на западные капиталы. Ведь из-за кредитной политики, из-за сложности получения длинных денег отечественный банкир в эту сферу просто не идёт. А западники везут свои сорта, свои семена, свои технологии выращивания, свою сельхозмеханизацию. Причём тенденция такова, что мелкие производители овощной продукции вначале разоряются, а затем скупаются крупным бизнесом, который, повторюсь, работает на чужом семенном фонде.

Кстати, первые годы нам продавали западные семена очень высокого качества с прекрасной всхожестью по относительно низким ценам. Но как только наши семеноводческие хозяйства развалились, качество импортных семян значительно упало, зато цены поднялись в несколько раз. А мы ничего противопоставить уже не смогли, и крупные хозяйства окончательно сели на импорт.

– Следовательно, когда «крупняк» подожмёт под себя большую часть российского рынка овощей, можно будет устроить дефицит, просто перекрыв ему продажу семян?

– Элементарно. Это, конечно, будет невыгодно западным семеноводческим хозяйствам, но им компенсируют убытки свои правительства. А мы будем вынуждены втридорога завозить готовую овощную продукцию.

В последние несколько месяцев представители Министерства сельского хозяйства много говорят об импортозамещении сельхозпродукции. С гордостью рапортуют, что мы можем почти всё выращивать сами. Действительно, можем – как в открытом грунте, так и в защищённом. Почти 50 миллионов га земли простаивают. Собираются выделить миллиарды рублей крупным производителям для их освоения. Но основа основ – семена, из которых будет выращиваться этот урожай, продолжают импортировать. Так что есть большая доля лукавства в бравурных речах.

Светлый путь президента

– Сакраментальный вопрос – что делать?

– Выполнять распоряжение президента Владимира Путина о том, что к 2018 году по всем овощным культурам для крупных сельхозпроизводителей мы должны иметь минимум 75% семян отечественного производства. Сейчас на базе нашего института создаётся селекционно-семеноводческий центр по овощным культурам и картофелю. В него кроме нас войдут: Институт картофельного хозяйства, Институт овощного хозяйства и сеть опытных станций. Также планируется создать хотя бы два больших семеноводческих хозяйства. Центр будет заниматься созданием новых сортов и гибридов, их районированием и выращиванием семян элиты. Хозяйства же на базе элиты будут выращивать сортовые семена для производства овощной продукции. Это восстановление стройной системы, которая успешно работала при Советском Союзе.

– То есть цепочка: «наука – элита – сортовые семена» для полей или теплиц замкнётся?

– Должна. Сейчас по овощам самое слабое звено – выращивание сортовых семян в практически несуществующих семенных хозяйствах. А по картофелю ещё и проблема с элитными семенами. Элиты выращивается не более 10%. Норма – 75–80%. До перестройки было 100%.

При этом из-за появления новых вирусных, грибных и бактериальных болезней, а также погодных условий в последние годы по продовольственному картофелю в некоторых хозяйствах в отход идёт до 90% урожая. С трудом набирают семенной фонд для последующей посадки. Нужно постоянно вести селекционную работу, выводить новые, устойчивые к возникающим заболеваниям сорта овощей и картофеля.

Причём они должны быть устойчивы без массового применения химических веществ. Сейчас во всём мире бум на экологически чистые продукты. И при нашем изобилии пустующих земель вполне можно было побороться за мировое лидерство в этой нише.

Чистому овощу своё место

- И уже есть наработки?

– Как известно, овощи «сосут» из почвы и накапливают в себе очень много вредных веществ. Например, соли тяжёлых металлов, радионуклиды. Так вот мы уже создали некоторые овощные сорта, которые «берут» в себя в 10–12 раз меньше всякой гадости. Сейчас работаем с салатами, шпинатами, со столовой свёклой, томатами, огурцами, перцами. Параллельно вывели сорт перца для открытого грунта средней полосы и несколько сортов, которые накапливают природного витамина С в два раза больше, чем содержится в лимоне....

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх