На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

99 054 подписчика

Алена Зыкова: «Любое исследование имеет значение»

В студенчестве она отнеслась к учебе как к работе. Такой подход незамедлительно дал ощутимые результаты, в том числе и финансовые. Одним из ярких достижений молодого ученого Алены Зыковой стало получение вещества с важными для здоровья человека свойствами. А потом в жизни кандидата химических наук и вовсе случились две большие радости… и работы стало еще больше, несмотря на декретный отпуск.

Справка «АН»

Алена Романовна Зыкова кандидат химических наук, научный сотрудник НИИ «Перспективные материалы и технологии ресурсосбережения», старший научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности Южно-Уральского государственного университета. Выпускница ЮУрГУ, в 2015 и 2017 году получила дипломы бакалавра и магистра по специальности «химия». С 2017 по 2021 год проходила обучение в аспирантуре, присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь». В 2020 году отмечена стипендией президента РФ, а также стипендией Законодательного собрания Челябинской области за особые успехи в учебе и научной деятельности. В 2022 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук. С 2024 по 2025 год — руководитель регионального гранта РНФ. Автор 40 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.

 

 «Мокрая» химия

— Вообще, в детстве я занималась танцами, окончила хореографическую школу, хотела даже быть хореографом. Но в старших классах меня химия увлекла, и в ЮУрГУ я пришла получать знания именно в области химии, — рассказывает Алена Романовна.

— …Помню, когда мы с подругой приехали подавать документы, по ошибке пошли не в приемную комиссию, а на химический факультет.

Там встретили преподавателя, которая нас пригласила в кабинет, очень доброжелательно с нами пообщалась, все объяснила. Привлекли внимание плакаты с химической посудой. Я для себя отметила: «Какая здесь атмосфера приятная!»

Потом, еще до официального зачисления, нам декан химфака Вячеслав Викторович Авдин рассказал про возможности, которые есть в университете, про то, что научная работа приветствуется и ею можно заниматься уже с первого курса. Все это правдой оказалось.

С самого начала обучения вовлеклась в научную деятельность. Участвовала в конференциях, в Многопрофильной инженерной олимпиаде «Будущее России» (ныне МИО «Звезда». — Авт.) под руководством Юлии Олеговны Болотиной, проявляла себя активно на всех уровнях и была очень благодарна университету за реальную поддержку на всех этапах. Даже в МГУ ездила для участия в олимпиаде.

На конференциях было интересно смотреть, как докладывают другие ребята, узнавать, что они исследуют, какие применяют методы, какая инструментальная база в других вузах. Это не только расширяло научный кругозор, но и позволяло совершенствовать собственные исследования.

А что вы исследовали, будучи студенткой?

— Есть такой термин в нашей науке — «мокрая» химия. Это колбы, пробирки… то есть работа в лаборатории непосредственно с исходными веществами. Кислоты, щелочи, соли… Смешиваешь в определенных пропорциях, проводишь термическую обработку, другие манипуляции — и на выходе вещество, которое ты изначально предполагал получить, либо вообще что-то новое, но тоже интересное с научной точки зрения.

Моя научная работа и кандидатская диссертация были связаны с кристаллическими образцами. Это очень сложно. Зачастую вместо кристаллов получались какие-то порошки. Вроде бы все статьи прочитала, результативные методики ученых применила — но не выходит, и всё тут! И вот наконец ты получаешь кристалл, радостно несешь его снимать на рентгеновский дифрактометр в надежде провести рентгеноструктурный анализ — а там двойник или сросшиеся кристаллы. Но дифрактометр монокристальный, то есть он снимает только один кристаллик. И опять все снова начинаешь… Длительное ожидание результата.

Представляю, какое нужно терпение… А чудеса случаются в пробирках?

— Бывало и такое. Как-то раз только поставила эксперимент, прихожу в лабораторию через день — а там уже в растворе на дне стаканчика кристаллики. Но тут тоже, понимаете, своя особенность. Они могут быть слишком маленькие, из-за чего их сложно собрать и невозможно проанализировать. Хотя база приборов у нас большая. Устанавливаем строение, определяем длину связи между атомами, можем даже углы между атомами посмотреть и измерить. Характеризуем параметры кристаллической решетки. А дальше… речь идет о применении полученных веществ.

 

Глобальная идея

В рамках своей диссертационной работы вы ведь платину исследовали? Как ее можно применять?..

— Да, комплексные соединения платины. Изучали синтез комплексов, их строение, свойства. Общеизвестно, что при лечении онкозаболеваний применяется химиотерапия. С 80-х годов прошлого века исследуются соединения платины и возможность их использования в этой области. Есть уже несколько поколений препаратов, которые каждый раз дорабатываются, потому что основная проблема — побочные проявления. Глобальная идея химиков, ведущих исследования в этом направлении, — создать такое соединение, которое можно было бы внедрить в виде лекарственного препарата, оказывающего лечебное действие на организм, но при этом не вызывающего побочку и резистентность — привыкание. Вот и для меня это было высшей целью в период работы над диссертацией.

Но, поскольку я химик, внимание было сосредоточено на возможности создания этих веществ, на изучении их структуры. В нашей лаборатории нет условий для проведения экспериментов на живых организмах. Поэтому пришлось искать ученых, которые могли бы компетентно это сделать. Удивительно, но, ведя поиск в интернете, я вышла… на ученых нашего же университета. Они заинтересовались моими веществами, просчитали их с точки зрения теоретического моделирования. Оказалось, то, что я синтезировала, обладает антибактериальной, противовирусной, противораковой активностью. Появилась доказательная база эффективности.

Благодаря обстоятельствам я познакомилась с коллегами из медакадемии, они предложили провести исследование на посеве бактерий разных культур. Предоставила вещества, и их активность подтвердилась. А потом индийские коллеги заинтересовались, провели исследования на мышах и тоже получили очень интересные результаты.

Защищала кандидатскую диссертацию в Дальневосточном федеральном университете в 2022 году. Было волнительно и увлекательно пролететь над большей частью нашей страны и в незнакомом городе в одиночку отстаивать свои научные интересы… Впрочем, научный совет оказался очень дружелюбный. Ученые тепло отзывались о нашем университете. А когда с победой вернулась домой, узнала, что в ЮУрГУ новый ректор Александр Вагнер, бывший проректор ДВФУ. Это было удивительное совпадение!

Сейчас расширился горизонт исследований. Под руководством профессора Российской академии наук Дениса Александровича Винника занимаюсь уже не конкретным веществом, а сложными функциональными материалами с интересными магнитными свойствами — ферритами. Нацелена на их применимость в электронике, в датчиках, в магнитных элементах и внедрение в производство. Параллельно увлечена профориентационной работой со старшеклассниками. В школах и детских санаториях провожу лекционные занятия, презентации, демонстрирую химические опыты, интересные ребятам.

Окончание следует.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх