
В Амурской области на месте крушения самолета АН‑24 иркутской авиакомпании «Ангара» завершены поисковые работы. Причины катастрофы, произошедшей 24 июля, еще предстоит выяснить. На это, предположительно, может уйти месяц. Примерно за это же время будут известны результаты расследования нескольких надзорных ведомств, которые решат дальнейшую судьбу авиакомпании.
К сожалению, сроки ответа на главный в этой ситуации вопрос — как долго еще будет эксплуатироваться старая советская авиатехника, пока никому неизвестны. Авиакомпаниям прямо сейчас никто не предлагает массовой модели на замену самолетам, востребованным в регионах, а существующие проекты бесконечно затягиваются. В это же время людям каждый день нужно добираться до отдаленных населенных пунктов, и они летят, на свой страх и риск.
Злополучный рейс, что известно
24 июля АН‑24 авиакомпании «Ангара» вылетел из Благовещенка в Тынду. В аэропорту назначения самолет приземлиться не смог, при повторном заходе на посадку связь с воздушным судном была потеряна. Позднее борт был обнаружен в 15 километрах от аэропорта на склоне сопки в лесистой местности. Спасатели, добравшиеся до места падения, сразу же передали — на борту не выжил никто, погибли 42 пассажира и 6 членов экипажа. Первые снимки и видео красноречиво свидетельствовали — самолет при падении разлетелся на мелкие обломки.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту нарушения правил безопасности полетов, приведшему к гибели пассажиров и экипажа (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Рассматриваются две основные версии крушения: техническая неисправность и человеческий фактор.
На месте крушения оперативно были найдены бортовые самописцы, информация с которых позволит в дальнейшем установить точную причину катастрофы. По предварительной информации Межгосударственного авиационного комитета (МАК), до момента столкновения самолета с землей отказов систем воздушного судна зафиксировано не было.
Вблизи территории, где разбился АН‑24, на протяжении нескольких дней работали полевые лагеря следователей Восточного МСУТ СК России и МЧС России. На пике количество людей, занятых в поисковых работах, достигало 250 человек. О том, насколько тщательно изучались все детали ради установления истины, свидетельствует то, что на всей площади, где лежал разрушенный самолет, был вручную просеян грунт для извлечения самых мелких обломков.
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура организовала проверку авиакомпании «Ангара». Прокуратура намерена оценить условия технического обслуживания воздушного судна и подготовки экипажа, как в аэропорту Иркутска, так и Благовещенска. Кроме того, планируется проверить «исполнение требований законодательства о безопасности полетов, защите прав пассажиров и их родственников».
25 июля руководитель Росавиации Дмитрий Ядров в ходе проведения правительственной комиссии в Тынде под председательством министра транспорта РФ Андрея Никитина, сообщил, что собственные проверки работы авиакомпании организовала Росавиация совместно с Ространснадзором. Проверка коснется выполнения авиакомпанией Федеральных авиационных правил. После этого «будет принято решение о дальнейшей работе» перевозчика.
Для авиакомпании, как и всего региона, случившееся стало потрясением. Пресс-служба перевозчика опубликовала сообщение с выражением соболезнования семьям погибших, а также обещанием помощи.
«Авиакомпания «Ангара» выражает глубокие соболезнования родственникам погибших пассажиров и членов экипажа рейса HZ 2311/ИК 2311 «Благовещенск–Тында», потерпевшего крушение 24 июля 2025 года. Это большое горе и невосполнимая потеря. Стойкости и мужества всем, чтобы пережить эту утрату. Мы скорбим вместе с вами», — такое обращение было размещено на сайте перевозчика.
Кроме того, «Ангара» совместно с другими авиакомпаниями оказала помощь родственникам погибших по доставке их в Амурскую область, за счет иркутского перевозчика тела погибших будут отправлены к местам захоронения.
Согласно информации, прозвучавшей на заседании комиссии в Тынде, родственникам пассажиров и членов экипажа, находившимся на борту разбившегося АН‑24 предусмотрены следующие выплаты: 2 млн 25 тыс. рублей — от страховой компании, 2 млн рублей — помощь перевозчика, 1 млн рублей — материальная помощь региональных правительств. Дополнительные выплаты также будут инициированы согласно законодательству: для людей, которые находились в служебной командировке, несовершеннолетним детям погибших и другие — все они будут рассматриваться в индивидуальном порядке.
Жертвами катастрофы стали жители регионов Дальнего Востока, Сибири, а также по одному гражданину Беларуси и Китая. Экипаж целиком состоял из специалистов Иркутской области. Губернатор Приангарья Игорь Кобзев в своем Telegram-канале привел поименный список. В числе погибших членов экипажа командир воздушного судна Логвинов Вячеслав Игоревич, 61 год; второй пилот Плаксин Кирилл Евгеньевич, 37 лет; бортмеханик Вохминцев Владимир Вадимович, 30 лет; бортпроводник Бессмертная Анастасия Сергеевна, 43 года; авиационный техник по приборам и электрооборудованию Колтунов Виталий Владиславович, 55 лет; авиационный техник по планеру и двигателям Лысенко Алексей Викторович, 28 лет.
Отправить на пенсию не получается
Инциденты с АН‑24 и ему подобными самолетами, массово выпускавшимися в советский период и дожившими до наших дней, происходят регулярно. В конце мая этого года у АН‑24 при совершении посадки в Киренске Иркутской области подломилась передняя стойка шасси, из-за чего судно буквально пропахало носовой частью взлетно-посадочную полосу.
Что же касается разбившегося в Амурской области АН‑24, он эксплуатировался почти полвека — с февраля 1976 года. За это время его владельцами были «Аэрофлот», «Нижегородские авиалинии», компания из Камбоджи Kampuchea Airlines, «КурскАвиа», «Ижавиа», «Авиасервис», «РусЛайн». Авиакомпания «Ангара» эксплуатировала борт с 2021 года.
В России сейчас различными авиакомпаниями используется более полусотни АН‑24. Все они перевозят пассажиров и грузы по региональным маршрутам. Особенности рейсов таковы, что в пункт назначения либо нет альтернативного транспорта, а если таковой и имеется, то дорога занимает слишком много времени. В Иркутской области такими по сути отрезанными, от большого мира населенными пунктами являются Ербогачен, Бодайбо, Мама, Киренск. При этом именно АН‑24 способен не просто связывать их с областным центром, но и садиться на грунтовые полосы. Последний фактор имеет особенное значение
Вопрос о судьбе АН‑24 обсуждался осенью 2023 года в Совете Федерации. Тогда было заявлено: производить их ремонт крайне трудно. Во-первых, обслуживание двигателей проводит только один завод в стране и его мощностей на всех не хватает. «В течение 2024 и 2025 годов нам надо будет ремоторизировать, то есть обслужить, 24 двигателя. Арамильский завод нам подтвердил лишь возможность ремонта четырех двигателей в 2024 году и четырех в 2025-м», — объяснял тогда замгендиректора «ИрАэро» Сергей Крупнов. Во-вторых, АН‑24 изначально разрабатывался на Украине, теперь доступ к документации ограничен. Кроме того, капремонт стоит порядка 200 млн рублей, что может позволить себе не всякий эксплуатант.
На замену АН‑24 на протяжении долгих лет готовятся проекты Ил‑114‑300, ТВРС‑44 «Ладога» и ЛМС-901 «Байкал» — госфинансирование исправно осваивается, но сроки массового выпуска все время сдвигаются по тем или иным причинам.
Эксперты, работающие непосредственно в авиационной отрасли, стараются взвешенно оценивать ситуации. Пилот российской гражданской авиации Андрей Литвинов уже заявил нескольким СМИ о том, что альтернативы АН‑24 пока нет, поэтому его сертификаты летной годности продлевают от безысходности. А гендиректор ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев в беседе с порталом Ircity акцентировал: «У нас еще летают АН‑24, АН‑26, ЯК‑40, ЯК‑42. Машины годные для полетов, но уже старые. Запчасти на них пока есть, но все не бесконечно. Теоретически они могут и 100 лет летать, а практически — нет. ИЛ-114, который нам давно обещают, испытывают с 2012 года и не понятно, когда он пройдет сертификацию. Ждем в 2026 году, но даже не в начале года».
Тем временем сибирские и дальневосточные аэропорты продолжают обслуживать некоторые рейсы, выполняемые на старых советских самолетах. Пассажиры летят, а потом делятся нелестными наблюдениями:
«В тот же Киренск нет альтернативы АН‑24. Что делать людям? На свой страх и риск садиться и лететь с завещанием в руках?»
«Летал четыре раза в Бодайбо на АН‑24, сильно стрессовал в полете. Такие воздушные трактора должны быть давно списаны».
«Летела из Новосибирска на АН‑24. Самый свежий из них выпущен в 1979 году. В салоне пар изо рта, стюардесса в пуховике. После загрузки пассажиров отключилось электричество, самолет прикуривали от машины».
«Сделайте что-то с самолетом АН‑24, ужасный, неизвестно каких времен. Что внешний вид, что салон — тихий ужас. Летишь и молишься. Все на «соплях», самолету будто 100 лет. Очень страшно на нем лететь. Самолет микроскопический. Заходишь в него и чувствуешь себя, как в консервной банке».
«Пора поменять АН‑24 и АН‑26 на более современные самолеты. Летал на таких же (скорее, на тех же самолетах) 50 лет назад! И цены... тоже не должны быть такими высокими на местных рейсах».
Свежие комментарии