На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 962 подписчика

Свежие комментарии

  • sergo galin
    да причём тут власти Украины , им англосаксы не дадут этого сделать . а они на это не пойдут до тех пор пока им от эт...Лавров: у Москвы ...
  • vitaly yanushkevich
    Здесь поступило замечательное предложение-- всех кто нагрел руки и кто это делал , в этих бронежилетах поставить к ст...Дело о бронежилетах
  • Роман Полянский
    так теперь за урожай не борются, а собирают и сохраняют. А не как раньше - свалят у переполненного элеватора и пусть ...Борьба с телефонн...

Многоразовый космос ждёт нас

25 декабря – 115 лет со дня рождения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, выдающегося авиаконструктора, отца многоразового орбитального корабля «Буран», Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и двух Сталинских премий СССР.

Результаты его работы и сегодня на крыле, но дело всей жизни – многоразовые космические системы – сделали Лозино-Лозинского человеком будущего.

Сын столбового дворянина

Давайте вспомним – Лозино-Лозинский – это не только многоразовый космический корабль «Буран». Начнём с того, что в ОКБ «МиГ» он отвечал за силовые установки всех самолётов. Участие в создании уникального истребителя-перехватчика МиГ‑25, скорость которого достигает 3600 километров в час, Лозино-Лозинскому принесло звание Героя Социалистического Труда. Дальше – больше. Когда у Артёма Ивановича Микояна ухудшилось здоровье, в 1965 г. он был назначен главным конструктором ОКБ и во времена Брежнева представлял все микояновские работы на заседаниях Политбюро. Под его руководством были созданы эпохальные сверхзвуковые авиационные комплексы дальнего перехвата МиГ-31 и истребитель четвёртого поколения МиГ-29. Они и сегодня стоят на вооружении ВКС России, а вариант МиГ-31И освоил новую профессию, вошёл в состав Дальней авиации, став носителем ударных гиперзвуковых ракет «Кинжал». Эти самолёты и сегодня выглядят как техника из будущего.

Но параллельно с чисто авиационной тематикой в ОКБ «МиГ» в 1965 г. начались работы над многоразовой космической системой «Спираль». Главным конструктором был назначен Глеб Евгеньевич. И надо сказать, концепцию «Спирали» он отстаивал до конца жизни, а Лозино-Лозинскиий скончался в 2001 г. в возрасте 92 лет. Если объяснять просто, то «Спираль» – это взлёт гиперзвукового самолёта-разгонщика с обычного аэродрома с крылатым космическим кораблём «на горбу». Мощный разгонщик на высоте 28–30 км должен был разгоняться до шестикратной скорости звука, затем с его спины стартовал бы на орбиту 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт. Самолёт-разгонщик изначально проектировали как многофункциональную машину, писал сам Лозино-Лозинский: «Самолёт-разгонщик до 6 Махов предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолёт-авиалайнер, что, безусловно, было рационально: его высокие скоростные характеристики позволили бы поднять скорости гражданской авиации».

Орбитальный самолёт из-за внешнего вида получил прозвище «Лапоть». Для орбитального самолёта готовили космонавтов с хорошей лётной подготовкой, возглавил группу космонавт №2 Герман Титов. Всего готовились летать на орбитальных самолётах 13 человек, в том числе и знаменитый лётчик-космонавт, дважды Герой СССР Владимир Джанибеков. Достоверно известно, что в 1968 г. космонавт №1 Юрий Гагарин в один день с Германом Титовым защитил инженерный диплом именно по крылатому многоразовому космическому аппарату.

В ходе программы для отработки создания орбитального самолёта и демонстрации его реализуемости были созданы суборбитальные аппараты-аналоги БОР – беспилотные орбитальные ракетопланы. За БОР-1 последовали БОР-2, БОР-3 и космические аппараты-аналоги «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт), БОР-4 и БОР-5. Все были выполнены в масштабе 1:3 из-за ограниченных энергетических возможностей ракеты-носителя – модифицированной баллистической Р-12. Пуски выполнялись с полигона Капустин Яр.

Отряд космонавтов для «Спирали»

Дозвуковой аналог орбитального самолёта МиГ-105.11 учили летать лётчики-испытатели Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Александр Федотов. На МиГ-105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95 лётчик Авиард Фастовец, окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов. Сейчас МиГ-105.11 можно увидеть в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино.

Колоссальный задел работ по орбитальному самолёту был востребован при создании космического корабля «Буран» – аэродинамика, системы управления, теплозащита.

А «Спираль» обнулил министр обороны Гречко, начертав на заявке по испытаниям на орбите практически готового орбитального самолёта «ЭПОС» роковые слова: «Фантазиями мы заниматься не будем». Когда после развала СССР американцы сунули свои цэрэушные носы в НПО «Молния», где создавали под руководством Лозино-Лозинского многоразовый «Буран», то они были изумлены, как далеко вперёд оторвались от них российские разработчики многоразовой космической техники. Для того чтобы выйти на подобные результаты, США потребовалось четверть века.

С выводом в космос и посадкой в автоматическом режиме орбитального корабля многоразовой системы «Буран» СССР стал единственной страной мира, имевшей весь спектр возможных космических средств. Наша страна имела одноразовые ракеты-носители различных типов и размеров, долговременную орбитальную космическую станцию и многоразовый космический самолёт с полностью автоматизированной посадкой.

Миф «о тайной работе над воздушным стартом» под прикрытием «Бурана» (запущенный не без участия самого Главного конструктора) продолжает жить. Принимавшим решение о развёртывании работ по «Бурану» с самого начала было хорошо известно об экономической неэффективности «Шаттла», но ответ на него в тот момент был единственным шансом в кратчайшие сроки создать необходимую научно-технологическую базу для будущих более прогрессивных многоразовых систем в развитие задела по «Спирали». Этим и объясняется масштаб «побочного» научно-технического задела, не съеденного, не востребованного в полном объёме до сих пор.

Дорога в будущее

Одной из наиболее расхожих отговорок о невозможности возрождения является отсутствие личностей уровня Королёва, Глушко, Лозино-Лозинского. Поэтому некому ставить задачу. На это кем-то из отраслевиков давно было сказано: «Масштабная задача сама выдвигала людей». Будет принципиальное государственное решение – появятся и лидеры.

В настоящее время в России принят ряд стратегических государственных решений в части научно-технологического развития по приоритетным направлениям, к числу которых отнесены и многоразовые космические средства (Постановление Правительства РФ №603 от 15.04.2023 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета...».

Кроме этого сохраняются все условия для возрождения многоразового направления в России, среди которых прежде всего – специалисты, научно-технический задел и концепция его дальнейшего развития на долгосрочный период.

Вместе с тем главным препятствием для полноценной реализации такой задачи до сих пор остаётся отсутствие трёх ключевых составляющих: принятие государственного решения по возрождению самостоятельного направления многоразовых аэрокосмических систем; создание независимого управляющего межведомственного органа; восстановление центра компетенции.

Инициативные предложения ветеранов НПО «Молния» по созданию Инновационного научно-технологического образовательного центра многоразовых аэрокосмических систем на территории Промплощадки №42 «Тушино» были направлены на рассмотрение в высшие органы государственной власти в апреле 2024 г., а также вынесены в числе других проблемных вопросов создания многоразовых систем в РФ на широкое обсуждение в виде доклада на МНП МНПК «Чтения им. Г.С. Титова», проведённые Федерацией космонавтики России 12–13 сентября 2024 г., и получили полную поддержку. Одновременно с этим также была особо обозначена позиция о приоритете высшего государственного решения по данному вопросу.

Все эти соображения учли ветераны НПО «Молния» в своих предложениях в высшие органы государственной власти. Ответ остаётся открытым. Сроет ли «бульдозер комплексного развития территорий» мечту о «русском космизме» вместе с её символом или в ответ на верно принятое потомками решение мы снова, спустя десятилетия, услышим знакомое, как у Лозино-Лозинского: «Спасибо, друже!»

Тут будет уместно процитировать самого Глеба Лозино-Лозинского: «Для многих ответ на вопрос – с чем мы идём в новое тысячелетие? – очевиден. С грузом множества накопившихся проблем и надеждой на их благополучное разрешение. А должны идти с ошеломляющей по сложности и щедрости результатов идеей, способной сплотить людей на планете, наполнить особым смыслом жизнь многих поколений. Убеждён, что такая идея может быть связана только с космосом. Человечество никогда не останется на Земле…

Я не сомневаюсь, что нужно делать многоразовые транспортные системы, обеспечивающие завоевание ближнего космоса на основе тех принципов, которые отработаны на «Буране». Нам заказывали орбитальный ракетоносец, а мы сделали уникальный многофункциональный корабль. Я сформулировал своё кредо: крыло обеспечило человеку завоевание атмосферы, обеспечив и использование космоса в его интересах. Кто сильный в космосе, тот сильный и на Земле…»

За рубежом в качестве идеи возвращения величия нации провозглашена космическая экспансия. У нас, по замечанию ветеранов, «создание новой многоразовой системы пока не стало нацпроектом, но может стать национальной идеей». Осталось преодолеть собственное неверие в свои силы на фоне западных достижений и, объединившись, объявить о своей готовности в рамках приоритетного направления сделать возвращение условного «Бурана» государственной идеологией.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх