18 марта состоялся очередной телефонный разговор между президентами США и России, во время которого обсуждали урегулирование конфликтов на Украине и Ближнем Востоке. На кону – "огромные экономические сделки и геополитическая стабильность", которые будут способствовать улучшению отношений. Но так ли это?
На фоне возобновления политического диалога между США и Россией на высшем уровне наблюдается эйфория, но не следует переоценивать перспективы сложных отношений, которые достигли низшей точки, за которой неминуема "ядерная зима".
По-видимому, вероятность прямого конфликта между Россией и США не осознаётся. Однако неконтролируемую напряжённость и острую конкуренцию нельзя исключить в случае бездействия Москвы.
В условиях рассыпания либерального миропорядка американская "старая" элита не изменит установок на сохранение глобального лидерства и сдерживание мирового развития. Они не углубляются в причины возникновения явлений (например, почему жители Донбасса не признали кровавый режим в Киеве, а выбрали курс на воссоединение с Россией) – им важно соответствие их узконаправленной логике.
Поэтому ожидать следует только новой эпохи информационно-технологического противостояния США и России за ресурсы, сферы влияния и поддержку партнёров.
Нужны ли Москве подозрительные экономические сделки?
Очевидно, Москве потребуется политическая мудрость, стратегический расчёт в вопросах продвижения торгово-экономических и инвестиционных проектов с США, вероятнее всего, в сфере массового потребления и услуг.
Новая администрация проявляет интерес к возвращению американских компаний в Россию, поставкам нефти, газа, угля, алюминия, меди, никеля, урана, титана, чёрных металлов, палладия, платины, родия.
Совместная разработка и добыча полезных ископаемых несёт в себе множество рисков. Какими бы инвестиционно привлекательными ни казались будущие сделки, ресурсы страны не должны быть объектом продажи или концессий.
Подчеркнём, экономическое сотрудничество России с США не должно подразумевать односторонних уступок.
Москве следует проявить бдительность к экономическим проектам с администрацией Трампа, в которых наверняка будут "подводные камни". Важно помнить, не в интересах США способствовать усилению России.
Возвращение американских компаний должно происходить чётко в соответствии с российской юрисдикцией, при соблюдении требований налоговой системы. При этом российское производство и сельское хозяйство не должно пострадать – напротив, получить свои дивиденды...
Иностранные компании должны создавать рабочие места и инвестировать в отечественную промышленность, а также участвовать в обмене опытом.
Перспективным видится сотрудничество в высокотехнологичных проектах, в сфере строительства и недвижимости на территории США, коллаборации российских и американских малых и средних предпринимателей, совместные инвестиционные проекты в третьих странах, без "распродажи" национальных ресурсов государств.
По всей видимости, торгово-экономическая политика США станет более изощрённой, что приведёт к увеличению сложностей для взаимодействия России со странами Глобального Юга, в частности, при отказе от доллара и реализации транспортно-логистических проектов.
Несмотря на возобновление диалога с администрацией, главными приоритетами российской дипломатии остаются долговременное сотрудничество со странами Мирового Большинства и формирование справедливого полицентричного миропорядка.
Перед лицом новых вызовов Россия должна вовлекать широкий круг незападных стран в глобальное управление, где БРИКС, ШОС, ЕАЭС, АСЕАН – первостепенные диалоговые площадки, и реализацию цивилизационного мегапроекта – "Большая Евразия".
Бесспорно, новые тенденции беспокоят американскую элиту, которая пришла к осмыслению проигрыша России в странах Мирового Большинства и приступила к разработке новой стратегии для противодействия российско-китайскому альянсу. Ясно, что незападные страны будут оказывать всё больше влияния на российско-американские и трансатлантические отношения.
Укрепление отношений с Китаем, Индией, Турцией и Ираном является важным в контексте поворота на Восток. В перспективе потребуются расширение транспортно-логистических, инфраструктурных, высокотехнологических, финансовых, промышленных, туристических проектов.
Нужно ли восстанавливать военно-политический диалог?
Как известно, Трамп выступает за уменьшение напряжённости с РФ, снятие санкций и урегулирование украинского конфликта. Вероятно, внешняя часть стратегии НАТО изменится по отношению к России. В условиях предстоящей конфронтации с Китаем администрация попытается привлечь Россию и оттолкнуть от Глобального Юга за счёт уступок и мнимых разногласий с Европой.
В ходе телефонного разговора 12 февраля президенты США и РФ впервые за долгое время обсудили урегулирование конфликтов на Украине и Ближнем Востоке, ядерную программу Ирана, двусторонние отношения в сфере экономики.
Вашингтон готов признать новые территории РФ (не только 5 новых регионов, в которых состоялись референдумы, но и другие области), исключить вступление Украины в НАТО и размещение иностранных сил.
Далее, 18 февраля в Эр-Рияде состоялись переговоры между делегациями, которые обсудили широкий круг вопросов, включая ситуацию вокруг Украины. Затем 13 марта Путин принял спецпосланника на Ближнем Востоке Стива Уиткоффа.
18 марта состоялся телефонный разговор между Трампом и Путиным, во время которого стороны подтвердили приверженность мирному урегулированию украинского конфликта. В Киеве должно прийти к власти новое руководство, не связанное с бесчинствами режима Зеленского, а территория Западной Украины станет демилитаризированной нейтральной территорией.
Вопрос будущего Украины, несостоявшегося государства (failed state), должен обсуждаться в рамках российско-американских встреч и консультаций с партнёрами России – странами Мирового Большинства.
По сути, следует стремиться не к выработке соглашения, а к достижению целей спецоперации ("демилитаризация" и "денацификация" Украины, защита мирного населения) и международному признанию вклада РФ в поддержание мира и безопасности.
Спецоперация на Донбассе стала символом сопротивления глобальному доминированию Запада. В сущности, украинский конфликт стал отражением идейно-политических споров России и США.
В ближайшее время будут назначены экспертные группы, спецпредставители для переговорного процесса, будет возобновлена работа диппредставительств. Затем целесообразно поднять вопрос о российской загрансобственности в США.
В рамках восстановления диалога контакты на уровне внешнеполитических ведомств будут увеличиваться. Кроме того, следует ожидать возобновление диалога в области экономики, энергетики, космоса и технологий.
Более того, будут предприняты совместные усилия по налаживанию взаимодействия в вопросах ядерного нераспространения и глобальной безопасности, стабилизации обстановки в кризисных регионах, прежде всего, на Ближнем Востоке и, возможно, в других регионах.
Несомненно, России и США предстоит возобновить диалог по стратегической стабильности и пролонгировать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Понятно, модернизация американского ядерного и новейшего вооружения продолжится, поскольку гонку вооружений не остановить. Возможно, стороны также вернутся к обсуждению гарантий безопасности в евроатлантическом регионе.
Безусловно, необходимо достичь договорённости о прекращении ударов БПЛА по территории РФ, суверенной страны, и обеспечении безопасности воздушного и морского пространства.
Вместо послесловия...
В условиях трансформации миропорядка развитие отношений между США и Россией будет меняться с приходом к власти Трампа, республиканца-популиста, и его команды.
Однако разногласия по поводу будущего миропорядка и соблюдения международного права не исчезнут... Поэтому следует ожидать не "перезагрузку", а выборочное сотрудничество на конкретных направлениях.
В целом важно налаживать взаимодействие с "новой" элитой, пророссийскими силами и российской диаспорой. Для поддержания системного диалога нужны постоянные рабочие группы.
Можно попробовать улучшить восприятие России у широких слоёв американской общественности через гибкие формы сотрудничества и способствовать обновлению более справедливого американского общества.
В условиях многоходовой игры Вашингтона следует улучшить работу с мнением общественности в странах Мирового Большинства, охватить широкую аудиторию посредством международных СМИ, Интернета и соцсетей и расширить штат сотрудников МИД РФ.
Избрание Трампа открывает возможности, но и несёт скрытые угрозы...
Свежие комментарии