На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 958 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Жигалина
    Очередная сволота.Депутат ГД Евгени...
  • Сергей Хоружик
    Кстати,Колумб был евреем.Правда крещённым.США могут сделать...
  • Leon
    Он улетел, но обещал вернуться😀Reuters: Асад пок...

«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ

В Московском Губернском театре очередная громкая премьера – спектакль «Без вины виноватые» в постановке режиссёра Вероники Вигг. В главной роли актрисы Кручининой – Ирина Безрукова, редко играющая на сцене МГТ. Эта пьеса Александра Островского – одно из немногих его драматических произведений о людях театра, закулисье, артистических нравах и характерах.

Премьера пьесы состоялась в Малом театре в 1884 году. С тех пор она ставилась в российских, советских и зарубежных театрах сотни раз, и глупо было бы ожидать от МГТ классического воспроизведения этой «комедии», как охарактеризовал жанр «Без вины виноватых» сам Островский. Вообще если хочется архаики, добро пожаловать в тот же Малый или в «Сферу». В последнем несколько лет назад поставили «Без вины виноватые», и, на мой взгляд, это блестящая работа режиссёра, художественного руководителя «Сферы» Александра Коршунова.

Другой худрук, МГТ, ­Сергей Безруков перед премьерой рассказал, что Вероника Вигг училась режиссуре в Великобритании, на курсе в Королевском национальном театре. Её постановки шли в знаменитых театрах «Янг Вик» и «Олд Вик» в Лондоне. И тут Сергей Витальевич к месту вспомнил о тамошнем гении Шекспире, заметив, что есть своя логика в том, что «русского Шекспира» доверили выпускнице английских курсов.

– У нас в России отношение к Островскому особенное, его пьесы – это энциклопедия русской жизни, – сказал он. – Это действительно наш русский Шекспир – по тем эмоциям, которые кипят в каждой из его пьес, по колоритности и сочности образов. Любая драма Александра Николаевича – это всегда шекспировские страсти, несмотря на мелодраматический, возможно, сюжет. А пьеса «Без вины виноватые» про нашу актёрскую жизнь, когда не понимаешь порой, где реальность, а где сцена, где всё со всем перемешано. Шекспир говорил: «Весь мир – театр, а люди в нём актёры». Но, на мой взгляд, театр есть театр, и артисты в нём – люди, которые живут полноценной жизнью. Некоторые считают, что мы какие-то особенные, не испытываем того, что испытывает обыкновенный человек. Да нет! Всё то же самое. Другое дело, что психологически артисту гораздо сложнее, потому что он даже в жизни оценивает свои поступки, как будто смотрит на себя со стороны.

И вот миссия спектакля «Без вины виноватые» – рассказать о том, что артисты такие же люди и относиться к ним нужно бережно. Это такая же серьёзная профессия, как и все остальные. Артист работает на своих собственных струнах, струнах души. Обычный человек свою боль откладывает, хочет от неё избавиться. Артист же постоянно работает с болью. А это противоестественно для человеческого организма – играть на струнах собственной души. Так что у нас – сложнейшая профессия. Хотя в какие-то времена артистов хоронили за оградой кладбища…

По замыслу Вероники Вигг сцены знаменитой пьесы несколько переставлены местами, но тем интереснее следить, как режиссёр и актёры связывают сюжетные нити, плетут новые смыслы, распутывают завязывающиеся узлы. Тем не менее не грех напомнить классическую фабулу «Без вины виноватых». В провинциальный город с гастролями приезжает известная актриса Елена Кручинина. Много лет назад она пережила здесь предательство возлюбленного, потерю сына и сама едва не погибла от болезни и тоски. Заезжая звезда переполошила провинциальных артистов, ревностно принимающих успех Кручининой. Оказывается, что сын её жив, и звезда сцены встречает его в местном театре… В общем, никакая это не комедия, а чистая мелодрама. Так и написано в программке спектакля Московского Губернского – «Мелодрама из актёрской жизни в 2-х действиях».

Хотя Вероника Вигг в этом смысле, похоже, до конца не определилась: «Изначально я пыталась отойти от жанра мелодрамы. Мы немного боимся этого слова: сейчас, в XXI веке, кажется, что это нечто вроде старой шали или буфета, что-то милое, уходящее. Но, работая над спектаклем, я вижу удивительную, настоящую человечность этого жанра. Именно мелодрама окрашивает и проявляет какие-то самые сильные моменты наших воспоминаний, нашей чувственной памяти».

Для Ирины Безруковой – это, безусловно, звёздная роль, хотя она и так является признанной звездой, доказывать сей статус любой актрисе необходимо постоянно. Мы сейчас видим в связи с известными событиями, как быстро исчезли прежние фаворитки, как мгновенно возникла новая поросль, заполонившая пустующие лагуны на сцене и на экране. Жизнь, как говорится, продолжается. И вот что сказала о постановке спектакля сама Ирина Владимировна:

– Кажется, кому сейчас интересна пьеса, написанная полтора века назад? Но Островский – на все времена, он про людей, человеческие отношения, невероятные страсти. Он современен. Когда мне предложили сыграть эту роль, я была несколько удивлена, потому что мне казалось, что Кручинина – это вообще другой тип характера. Но, работая с Вероникой Вигг, я поняла, что перевоплощение возможно, однако каждый раз мне придётся сдавать экзамен, потому что есть вещи, повторюсь, которые от актёрской природы и человеческой очень далеки. Такие эксперименты достаточно рискованны, но риск – благородное дело в театре.

В итоге она прекрасно справилась с ролью, рисуя актрису Кручинину, трагическую и роковую фигуру, всем спектром актёрских красок – от глубокого драматизма до ярко выраженного гротеска. Хочется отметить и сценографа Николая Слободяника. Как рассказала Вероника Вигг, они начали своё общение с того, что пересылали друг другу картины великого Караваджо. Потом появился красный павильон – тактильный, бархатный, множество зеркал и огромное количество бокалов вина по периметру, при виде которых сразу вспоминается фраза одного из героев, артиста Шмаги: «Мы артисты, наше место в буфете». Особенную роль в спектакле Вероники Вигг играет свет. И стоит отметить замечательную работу художника Александра Рязанцева. Свет у него дышит, он выставлен словно не для театра, а для кино. В хорошем, разумеется, смысле.

В новой постановке МГТ удивительные костюмы (художник Ника Велегжанинова), там есть некоторое количество исторических элементов, но в основном – элементы безвременья. Прекрасные линии, актёрам в них очень удобно: ходить, сидеть, прятать руки в длинных рукавах. По словам режиссёра, это дорогого стоит, потому что не всегда попадается такой художник по костюмам, который думает про то, как артисту в этом существовать. В  общем, спектакль «Без вины виноватые» в Московском Губернском ждёт успех. Театр в этом плане демонстрирует завидную стабильность.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх