После резонансных событий в Екатеринбурге, где задержали группу азербайджанцев по подозрению в совершении убийств, в Госдуме разгорелись дебаты о будущем национальных диаспор.
Некоторые депутаты даже предложили полностью запретить их деятельность на территории России. К примеру, депутат Андрей Луговой, например, считает, что не должно быть никаких «отдельных диаспор», которые преследуют чужие интересы.
А заместитель Председателя Государственной Думы Пётр Толстой пошёл ещё дальше, назвав диаспоры и землячества «замаскированными мафиозными структурами» и призвал покончить с «межнациональным либерализмом», с параллельной жизнью диаспор, которые живут по своим правилам и стремятся к собственной власти в России.Однако не все депутаты разделяют такую жёсткую позицию. Тот же Константин Затулин, известный своей поддержкой мигрантов, уверен, что запрет диаспор — это не выход. По его мнению, нужно просто навести порядок в их деятельности. Вообще многие депутаты предлагают просто урегулировать деятельность диаспор в рамках закона, ведь на данный момент в российском законодательстве отсутствует чёткое определение понятия «диаспора». Фактически, вопросами этнических групп занимаются национально-культурные автономии (НКА). Вот и получается, что само явление есть, название этому явлению есть, а документально оно не закреплено.
Но ведь если следовать логике правового государства, то никаких диаспор в России быть не должно? Никаких исключений. Должны быть единые правила и нормы для всех. Как может гражданин России состоять в диаспоре другого государства? Чьи интересы он тогда отстаивает? Но кто решится тронуть эти, по сути, незаконные образования, когда у нас политика направлена на привлечение всё большего числа мигрантов?
Многие считают, что дальше разговоров дело не пойдёт.А между тем, во многих городах России становится всё больше приезжих из бывших советских республик. Мигранты из беднейших регионов Средней Азии, в основном таджики и узбеки, без какой-либо квалификации, уже давно заселяют российские деревни. Об этом не пишут в крупных СМИ, об этом не говорят депутаты. Хотя, была информация о планах заселять брошенные деревни мигрантами, чтобы «возродить деревню, укрепить сельское хозяйство и поднять демографию».
Но никто не говорит о том, что на месте русской деревни может появиться настоящий «кишлак». Сначала мигранты узнают о пустующих домах или земле в российской глубинке, потом приезжают несколько человек, договариваются с местными властями, устраиваются на работу и начинают обустраиваться. Затем постепенно перевозят семьи, родственников, друзей. В итоге деревня заселяется выходцами из одного региона Средней Азии, со своими традициями и укладом жизни. А их семьи растут быстро. Ведь чем больше детей, тем больше в семье денег — пособий, дотаций, выплат ... И едут туда мигранты несмотря на то, что платят там мало. Но зато в деревне гораздо проще найти регистрацию по месту жительства, с адресами и прочими атрибутами, необходимыми для легального проживания в России. А потом, по программе переселения соотечественников, получить и гражданство.
Скажете, это ерунда? Но в Тверской области уже есть деревни, где больше половины жителей — таджики. А в Подмосковье появляются «халяльные» деревни. А мы тут дискуссии разводим...
А что касается диаспор, то их влияние в регионах растёт. Как бы не спорили в Госдуме. Они не только помогают своим землякам адаптироваться, но и лоббируют их интересы во властных структурах.
Понятно, что полностью запретить диаспоры — это не решение проблемы. Это лишь загонит их в тень, сделает их деятельность еще более непрозрачной и бесконтрольной. Но и оставлять все как есть тоже нельзя. Нужно навести порядок в их деятельности, четко определить их права и обязанности, установить жесткий контроль за их финансированием и деятельностью.
Диаспоры становятся не просто объединениями земляков, а своеобразными государствами в государстве, со своими законами и правилами. И мы рискуем получить ситуацию, когда национальные диаспоры превращаются в инструмент влияния, а миграционные потоки — в угрозу национальной безопасности, а значит — нужно решать проблему с миграцией в целом. Нельзя просто открывать двери всем подряд, нужно отбирать тех, кто действительно нужен стране, кто готов интегрироваться в наше общество, уважать наши законы и традиции.
Свежие комментарии