Казалось бы, в Сирийской Арабской Республике наконец-то наступил долгожданный мир, страна приступает к «залечиванию ран» и воссозданию своего государства. Как известно, за период с весны 2011 года погибло около миллиона сирийцев, 2-3 млн стали инвалидами, 8 млн беженцев проживает в палаточных лагерях за рубежом, 4 млн перемещенных лиц внутри страны, экономика, инфраструктура, жилой фонд, системы жизнеобеспечения разрушены, народ живет в нищете, страна поделена на несколько анклавов. Ситуацию в Сирии можно сравнить с ситуацией в ряде стран-участниц Второй мировой войны после 1945 года. Население Сирии испытывает острый недостаток в продуктах питания, предметах первой необходимости, медикаментах и, по сути, оказалось на грани гуманитарной катастрофы.
И в этих тяжелых условиях главный спонсор противников режима Асада в лице турецкого руководства подталкивает сирийские власти к продолжению гражданской войны. В качестве предлога к развязыванию нового вооруженного конфликта на севере и северо-востоке Сирии Анкара усиленно будирует мнимую угрозу сепаратизма и даже терроризма со стороны сирийских курдов и призывает Дамаск провести совместно с ВС Турции военную операцию в районах компактного проживания курдов.
Хотелось бы напомнить, что сирийские курды, как и их собратья в Турции и Ираке, являются самыми мирными и толерантными гражданами этих государств. Сирийские курды десятки лет подвергались репрессиям, депортациям и попыткам ассимиляции со стороны баасистского националистического режима асадов. Тем не менее, весной 2011 года они уклонились от участия в гражданской войне в Сирии и сохраняли строгий нейтралитет. Также не отмечалось с их стороны ни одного недружественного по отношению к Турции действия (нарушения границы, нападения, теракта).
Бегство от боевиков ИГИЛ (запрещено в РФ) администрации и войск Асада в 2012 году вынудило курдов создать органы самоуправления и отряды самообороны. С помощью международной коалиции ВВС они смогли отразить наступление бандформирований ИГИЛ, а затем разгромить их и освободить весь Восточный берег реки Евфрат. Образовавшийся автономный от Дамаска район Сирии стал называться «Рожава». В то время как курды Сирии и Ирака в ожесточенных боях с ИГИЛ защищали нашу цивилизацию от «чумы 21-го века» в лице исламистов, армии Сирии и Ирака позорно бежали с поля боя, бросив тяжелые виды вооружений и боевой техники. Центральные власти этих стран отсиживались в подвалах президентских дворцов Дамаска и Багдада и призывали мировое сообщество о военной помощи. Международная коалиция из 70 стран вместе с курдами спасли эти прогнившие сверху донизу режимы от их окончательного разгрома бандформированиями Исламского халифата.
Турция в 2014-2018 гг. превратилась в транзитный коридор и тыловую базу ИГИЛ. Через территорию Турции десятки тысяч джихадистов со всего мира устремились в Сирию и Ирак на «священную войну с неверными», турецкие власти и деловые круги наладили контрабандную торговлю с ИГИЛ нефтепродуктами, музейными артефактами и продукцией сельского хозяйства. В лечебных учреждениях Турции боевики ИГИЛ залечивали раны, там же они получали новые партии оружия и боеприпасов. Созданные спецслужбами Турции отряды туркоманов воевали с правительственными войсками САР и убили российского летчика Пешкова. Асад и его окружение также не брезговали покупать нефтепродукты у боевиков ИГИЛ.
И вот теперь Эрдоган и его окружение призывают новые власти Сирии провести совместную военно-карательную операцию против сирийского курдского ополчения в расчете на то, что освобожденные от курдов приграничные районы можно будет заселить сирийскими и турецкими туркоманами и создать так называемый протурецкий пояс безопасности или буферную зону. В Анкаре меньше всего думают о будущем Сирии и ее многонациональном и многоконфессиональном населении. Там превалируют мысли о воссоздании Османской империи в новых исторических условиях.
Вряд ли в интересах новых властей Сирии затевать войну со своими согражданами, которые имеют большой опыт войны с джихадистами и пользуются поддержкой военного контингента США. Потенциальные противники курдов должны учитывать, что хотя силы специального назначения и армейская авиация США в Заевфратье насчитывают всего около 1000 военнослужащих, в течение нескольких часов эта группировка может быть усилена за счет переброски резервов из Ирака и стран Персидского залива, а с воздуха их могут поддержать ударные авианосные группы и базы ВВС на берегах Залива. Думается, что командование ВС Турции и Дамаск будут с этим считаться и учтут печальный опыт провокации 7 февраля 2018 года, когда при попытке захвата силой нефтегазоперерабатывающего завода и месторождения «Коноко» на Восточном берегу реки Евфрат были уничтожены свыше 200 боевиков проправительственных сил, включая наемников ЧВК «Вагнера».
Скорее всего, раздающиеся из Анкары все новые призывы властей к расправе над сирийскими курдами так и повиснут в воздухе. Эти провокации больше рассчитаны на сторонников Эрдогана среди турецких исламистов и националистов и вряд ли отвечают интересам новых властей Сирии. Да и начинать военную кампанию против курдов в период роспуска разношерстных отрядов боевиков, их разоружения и отсутствия в стране регулярной армии Дамаску не с руки. Можно ожидать конструктивного мирного диалога представителей Временного правительства Сирии с руководством «Рожавы», к тому же, на один из ключевых постов – министра иностранных дел Сирии – уже назначен курд по национальности Асаад Хасан аш-Шибани, который в ходе недавнего визита в Саудовскую Аравию заявил о планах новых сирийских властей сформировать инклюзивное правительство с учетом интересов всех этноконфессиональных групп населения страны.
Свежие комментарии