— Розалин Насибуллин, ветеран погранслужбы ФСБ России — хорошо известный в спортивном мире человек, возглавляющий областную федерацию рукопашного боя. Он же и вице-президент всероссийской федерации. За спиной Розалина Шавкатовича более 250 поединков только в любительском боксе. И успешная карьера в боксе профессиональном.
Да и не только в боксе… Розалин Шавкатович — мастер спорта по рукопашному бою, кикбоксингу и боксу… Чемпион Урала и Сибири, дважды чемпион СНГ и славянских стран по профессиональному боксу, входил в двадцатку сильнейших боксеров по рейтингу WBC — организации мирового профессионального бокса.— В секцию бокса, в райцентре, в десяти километрах от деревни, где жил будущий чемпион, он пришел еще школьником. И уже через две недели его, еще ничего не понимающего в этом сложном виде спорта, выставили на ответственные соревнования.
С Розалином я знаком давно, но вот так посидеть и обстоятельно поговорить о жизни и его непростом пути в мире единоборств пока не доводилось…
— Розалин, таким послужным списком, как у тебя, нельзя не гордиться. И мало кто способен выдержать такое. Десятилетиями — кровь, пот и запах перчаток… А какая же нелегкая занесла тебя в суровый мир единоборств?
— Родился я и вырос в маленькой деревне Боровичи Курганской области. Спортивных секций у нас конечно же не было, но мы с мальчишками постоянно играли летом в футбол, а зимой в хоккей. Расчищали лед на озере и играли до упаду… А клюшки для игры тоже делали сами. Срубали тонкие березки, подтесывали топориком, чтобы была удобнее в руке, загибали конец и подвязывали его веревкой… Вымачивали в кипятке, а потом высушивали в бане. Фанатами были этой мужественной игры. В школе я участвовал в районных соревнованиях по самым разным видам спорта, выступал за сборную команду по футболу, баскетболу, волейболу, на лыжах бегал. Всегда старался изо всех сил. Чемпионом школы был по шахматам.
Жизнь без бокса невозможна…
— Как же, помню, золотое время было. В каждом дворе тогда была своя хоккейная коробка. Это было после того, как на Олимпиаде в Инсбруке советская сборная заняла высшую ступень пьедестала почета. А в ключевом матче с канадцами ледовая дружина СССР победила со счетом — 3:2. Долгое время цифры на табло показывали 2:2 — и именно третья шайба оказалась решающей. Веришь или нет, Розалин, но наши спортсмены принесли эту шайбу в редакцию газеты «Пионерская правда» в качестве сувенира и подарили журналистам. А сделал это лично автор третьего гола в ворота Канады — Вениамин Александров. При этом он подчеркнул, что она для команды СССР является «золотой». И словосочетание «золотая шайба» успешно вошло в спортивный лексикон. По инициативе Анатолия Тарасова было решено провести Всесоюзный детский турнир с участием дворовых команд (ДЮСШ к этим состязаниям не привлекались) при домоуправлениях, школах, заводских и фабричных коллективах, селах и поселках с названием «Золотая шайба». И лучшие из лучших среди мальчишек тогда уходили в большой спорт…
— У меня, Владимир, с детства стремление было к спорту. Примером был мой отец. Он в футбол играл тоже за район, на уровне Курганской области. И я в него пошел. Перед глазами моими это всё происходило. Я был небольшого роста, и мне приходилось всем доказывать, чего я стою. Мальчишки все были повыше ростом и пошире в плечах, и я за счет занятий спортом наверстывал то, что природа мне недодала. И постепенно зауважали…
А с тренером по боксу я познакомился случайно. Мы с ребятами на велосипедах приехали в пионерский лагерь на дискотеку. И он меня рассмотрел, увидел, как я двигаюсь. Подошел, спросил сколько мне лет, чем занимаюсь… Позвал к себе тренироваться… Я знал, что это хорошая спортивная секция, читал в газете, как они успешно выступали за пределами области. Но я был фанатом футбола. Знал по именам всех членов сборной команды СССР. Всегда следил за их играми. Вел свою статистику побед и поражений. Мечтал стать настоящим игроком…
Когда тренер как второй отец
— Розалин, а где была расположена твоя первая школа бокса?
— В райцентре, в Сафакулево. В десяти километрах от нашей деревни. Первое время, пока было тепло, ездил на велосипеде, а потом, когда выпал снег, добирался на попутках, а когда везло — на рейсовом автобусе и пешком. Одним словом, в зал приходил уже размятым.
— Ты же не только в школе учился, но и по хозяйству родителям помогал… Тяжело ведь всё это успевать, не было желания бросить спортшколу?
— Не было. Я сразу же поставил себе цель — стать чемпионом (смеется). Ведь я Телец по знаку Зодиака и родился к тому же в год Быка… Сначала в группе было очень много народу, но как обычно постепенно случайные отваливали. Остался костяк — мальчишек сорок. Около двух лет занимались в подвале.
Недели через две занятий тренер отправил меня на первые соревнования в Копейск. Там был республиканский турнир к Дню шахтера, и я умудрился занять второе место.
— Розалин, через две недели и сразу на республиканский турнир… Как же так? Ведь ты ничего не умел, драться пришлось?
— (Смеется). Бросил тренер под молотки. Может характер мой проверить хотел? Посмотреть, как выдержу бой. Соперники, конечно, были поопытнее…
— И как здорово тебе накостыляли…
— Сейчас уже всего не помню, давно это было. Но два боя из трех я честно выиграл, а вот финальный проиграл… Я тогда учился в восьмом классе, и у меня желание стать чемпионом только усилилось… Я человек упрямый. Приехал домой и сразу же медаль отцу показал. И он меня похвалил. И мне это было очень приятно. Тогда уже спорт был практически всем в моей жизни. До конца школы съездил на мой первый международный турнир «Якутские алмазы» и там уже стал победителем. Тогда еще был Советский Союз, и турнир был очень представительный. И мне, за победу вручили магнитофон…
— Правильный у тебя, Розалин, был первый тренер, рассмотрел самородка. Они таких, как ты, называют хороший материал. Стоит с таким работать. А что дальше-то было? Окончил школу…
— Да, хочу назвать его Шагиахметов Идрис Михайлович. Если бы он не забрал меня в свою школу, то ничего бы этого не было… А он сам оказывается тренировался у заслуженного тренера Российской Федерации Альберта Беляева. Царство ему Небесное. И вот он меня привез к нему в Челябинск.
А до этого я на турнире в Кургане в полуфинале выиграл трудный бой у сильного московского боксера, тренировавшегося у заслуженного тренера СССР Георгия Ованесовича Джерояна, в институте физвоспитания в Москве. И он меня, посмотрев на ринге, пригласил заниматься к себе в Москву. И тогда передо мной встал вопрос: либо ехать в Москву и поступать в престижный институт, либо переезжать в Челябинск. Но я хоть и не сильно трусливый был, но побоялся отправляться в столицу… Времена тогда были неспокойные. А в Челябинске у меня уже жили родственники. Да и до родителей было недалеко…
— Поступал в УралГУФК, но с первого захода в эту кузницу спортивных талантов не прошел. Все-таки в своей деревне я учился, наверное, не очень прилежно. Особых знаний у меня не было. Но мне Альберт Николаевич сказал, чтобы я не очень-то и расстраивался, что все нормально, и что я еще непременно поступлю в институт…
Суровый бокс — это школа жизни
— Альберт Беляев был одним из самых опытных тренеров бокса в России. И он вывел нашу область в лидеры по боксу. При этом всегда называл себя скромно так — чернорабочий спорта. Я хорошо помню его уроки. Тебе опять повезло с тренером, Розалин…
— Так я стал челябинцем и полюбил этот красивый город. Жил в Челябинске и занимался боксом у самых лучших тренеров. А потом меня призвали в 1991 году в пограничные войска. Служил на Памире в Мургабском погранотряде. Наша застава располагалась на высоте более пяти тысяч метров над уровнем моря. И выше нас были только облака… Особенностью нашего отряда было то, что на его участке проходил стык трех границ: СССР, Китая и Афганистана. А при выполнении оперативно-служебных задач только в Афганистане в те годы потери Мургабского погранотряда составили 46 человек: один капитан, два старших лейтенанта, один прапорщик, один сержант, четыре младших сержанта, два ефрейтора, 35 рядовых.
— Может кто и не знает, что в пограничные войска тогда брали только самых крепких парней: боксеров, штангистов, борцов. А самые тяжелые, в оперативном отношении заставы, комплектовались и вовсе особо — лучшими из лучших. Это были в основном сибиряки и уральцы из крестьянских семей — охотники и звероловы с чугунными кулаками и молниеносной реакцией. Ребята способные крепко держать строй и прикрывать товарища…
— Да, Владимир, очень неспокойное было время. И там я узнал впервые, что такое рукопашный бой. Его создавали именно в пограничных войсках. Во время конфликта с китайской стороной нашим пограничникам приходилось, при значительном перевесе в численности хорошо подготовленных солдат армии КНР, врукопашную выдавливать их с нашей территории. Была команда: на провокации не поддаваться и огня не открывать.
Продолжение следует
Свежие комментарии