Вскоре после распада СССР началась новая эра взаимодействий между Россией и Китаем, официально поддерживаются хорошие отношения. А 16 июля 2001 года по инициативе председателя КНР Цзян Цзимена был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
О современном Китае и тайнах его стремительного развития с позиций нашего соотечественника рассказывает профессор Российской академии естествознания Александр Власов.
— На самом деле, Владимир Васильевич, в последние, наверное, два столетия Китай был абсолютно в униженном бедствующем положении и, собственно говоря, оставался таким почти до конца прошлого века…
— А вот это, Александр Юрьевич, уже интересно: в чем все-таки загадка современного китайского чуда? Не японского, а именно китайского?
— Загадка эта на самом деле решается очень просто. Я вспоминаю, как лет 30 тому назад однажды поехал из одного города в другой на небольшом автобусе…
О бессмертных толкуют, но их дела скрыты от глаз людских…
— В Китае?
— В Китае, да. По делам. Расстояние было, может быть, чуть больше 100 км, и ехали мы почти двое суток.
— А что вас туда занесло-то, профессор?
— Я там, можно сказать, работал. Принимал некое участие в развитии китайской пищевой промышленности и в целом ряде других направлений... Так вот, двое суток. Эти 100 км сложились из того, что по всей дороге день и ночь без единого перерыва в том и другом направлении шли сотни тысяч китайцев. Брели кто с небольшой тележкой, кто просто с поклажей за спиной, кто дрова вез, кто связку сахарного тростника.
Культурная революция к тому времени уже завершилась, и начали формироваться очень серьезные послабления в отношении общественной жизни, хотя и под контролем коммунистической партии, но с исключительно серьезными проявлениями лояльности.
Допустим, возвращаясь опять к этому 100-километровому пути: ехать медленно приходилось, потому что обогнать никого нельзя в этой толпе. Дорога вся заполнена этим сплошным потоком людей. И вот со скоростью пешеходов это движение и происходило, а по бокам, вдоль дороги, без единого промежутка сначала видишь жилые дома, стена к стене, сплошным таким строем. И в абсолютно каждом жилом доме, в каждом повторюсь, на первом этаже небольшое заведение, которое они гордо именовали рестораном (на два-три столика), а на втором этаже уже живет китайская семья. То есть на протяжении этих небольших 100 км их было, не знаю, десятки тысяч...
— И у каждого, как принято, обязательный опознавательный знак — красный бумажный фонарь с нарисованным в классическом стиле иероглифом «счастье»? Семейный бизнес во всю ширь развернули… И в каждом непременно молодая официантка, проворная и приветливая, как молодой месяц…
— При этом система налогообложения, Владимир Васильевич, была уже в то время выстроена таким образом, что один раз приобретая лицензию на какую-то финансово-хозяйственную деятельность самостоятельную, субъект освобождался полностью от всех остальных видов налогообложения.
Абсолютный простор и свобода для творчества и развития предпринимательской деятельности. Никаких ограничений — один раз купил лицензию (не так уж дорого), и все, дальше можешь расширяться как угодно, без всякого опасения, что к тебе придут и начнут требовать свою долю какие-то государственные органы.
— Но это ведь близко к нашему Нэпу? Это же явное отхождение от чисто коммунистических доктрин…
— В чистом виде коммунистическая доктрина себя давно изжила по всему миру, это, в общем, абсолютно понятно.
— Ваш рассказ, Александр Юрьевич, про частные рестораны в каждом доме напомнил мне историю «босоногих врачей» в том же Китае, которых придумали еще при Мао Цзэдуне. Выбирали крестьянина пограмотнее, проводили коротенький инструктаж, давали аптечку и посылали лечить односельчан. «Босоногими» врачи назывались потому, что медициной занимались в свободное от работы в поле время, а по заливным рисовым полям ходят босиком... Известно также, что сам Дэн Сяопин активно поддерживал движение «босоногих». Как-то он сказал, что «босоногие врачи» отчасти занимаются трудом, а отчасти исцеляют болезни. Поначалу у них мало медицинских знаний, и они могут исцелять только некоторые простые болезни, но через несколько лет эти лекари уже могли приобрести себе соломенные сандалии (то есть их профессиональное мастерство возрастало). А еще через несколько лет они, вероятно, смогут носить и матерчатые…
— Вы, как всегда, иронизируете, Владимир Васильевич, но это решение, уж не знаю, в какой мере оно было осмысленным в отношении дальнейших перспектив, но оно оказалось очень верным и успешным в отношении стимулирования творческой активности и буквально за 10 — 15 лет овладело практически всем китайским обществом. У населения появилось и творческое вдохновение, и реальная цель, к которой можно стремиться. Не обязательно даже к повышению своего благосостояния, то есть даже не чисто меркантильные интересы, а просто какая-то общая идея, создание светлого будущего, скажем так…
— При этом давайте вспомним, что даже Конфуций не верил в разум простого народа и его способность к приобретению знаний: «Народ можно заставить следовать должным путем, но нельзя заставить его понять, почему…». Все верно говорите, Александр Юрьевич, но это же не самое главное. Главное, как в Китае принято, положиться на народ, ведь, как говорил еще председатель Мао, в единении с народом — наша сила. И нет трудностей, которые мы не могли бы преодолеть, заручившись поддержкой всего народа!
— Действительно, эти забегаловки в то время ресторанами трудно было назвать. И некая даже ирония присутствовала в этом названии. Это были небольшие харчевни, которые какой-то минимальный доход и прожиточный минимум хозяину худо-бедно обеспечивали.
Мы, правда, в эти заведения не заходили, во-первых, из-за опасений, потому что грязновато, честно говоря, там было. Неизвестно и непредсказуемо качество продуктов, которые самодельным способом здесь же на коленке готовят и обрабатывают, поэтому питались мы в основном в более презентабельных местах. Сами посудите, к примеру, суп «Дракон и змея» — из мяса кошки и змеи…
— Но китайцев же это устраивало?
— Китайцев это абсолютно устраивало. Это вполне соответствовало их менталитету. А менталитет у них на самом деле имеет очень древние исторические корни, сформированные своеобразной китайской философией, наверное, и китайскими традициями. Китай ведь никогда не был в нашем понимании религиозной страной. Никогда. И все те китайские верования, которым мы еще недавно пытались делегировать роль религиозных атрибутов…
— Вы про чань-буддизм, наверное?
— Про буддизм отчасти тоже, потому что буддизм в своей первооснове — это не столько религия, сколько философия.
Кто из людей в жизни сумел избегнуть соблазнов мирских…
— И еще мировоззрение…
— Мировоззрение, образ жизни, а вот фанатичного почитания и безукоризненного подчинения каким-то высшим силам, догматам там никогда не было.
— Да и, наверное, самое крупное этико-философское течение — даосизм — выражало, по своей сути, материалистические идеи древнекитайской идеологии… И как все это, по-вашему, повлияло на формирование китайской нации?
— На формирование нации это на самом деле повлияло самым благоприятным образом. Мы видим, что буквально за последние 25 лет Китай преобразился до неузнаваемости. И что интересно, коммунисты как раз не придушили, а вовсе наоборот, они дали большую свободу населению. Дали возможность для действительно свободного волеизъявления собственного, ничем особенно неограниченного. Какие-то ограничения, безусловно, оставались, но они символические в основном. А так делай, что хочешь.
— Подобные новации на Востоке часто называют иронически кирпичом, брошенным, чтобы получить яшму. Это когда хотят сказать о решающем стимуле ради получения собственной полноценной выгоды…
«Политика открытых дверей» с ее расширением торговли с западом казалась многим, по крайней мере сначала, чуть ли не распродажей Китая… Вы ведь как раз и оказались в Китае в это судьбоносное время… И оно продолжалось не очень долго, а для вас закончилось кошмаром — попаданием в следственный изолятор госбезопасности Китая… А ваших китайских товарищей по совместному бизнесу просто расстреляли на стадионе…
Продолжение следует
Свежие комментарии