В царской России дети могли начать работать на заводах по достижении 12 лет. Это было закреплено Законом Российской Империи о малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах, принятым в 1882 году. Труд детей в возрасте от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами в сутки. В выходные и праздничные дни использовать детский труд было запрещено. Также запрещалось привлекать детей к работе в ночное время. Детский труд был аргументирован тем, что является подспорьем для бедных семей. Это было до революции 1917-го. Сегодня мы снова возвращаемся к далёкому опыту?
В мае 2024 года в Государственную Думу внесли проект о трудоустройстве подростков. Его тезисы совсем не радуют и уж как-то напоминают царский закон 1882-го. Хотя законотворцы ссылаются на то, что сами ребята хотят летом подрабатывать. Стремятся к заработку всеми силами в возрасте с 14 (а то и с 12) до 17 лет. Депутаты говорят, что и совмещать с учёбой работу можно будет. А работодатель будет обязан давать подросткам только лёгкие и несложные поручения.
«В условиях экономического санкционного давления недружественных Российской Федерации государств работа, а значит, и доход подростка — это финансовая поддержка семьи. У нас активная молодежь. Ребята хотят расти и развиваться, хотят получать трудовой опыт, но эффективных механизмов для этого сейчас нет. По исследованиям, девять из десяти подростков хотели бы начать работать до 18 лет, но официально трудоустроиться они не могут. Начинаются проверки, бюрократия, бесчисленные согласования — работодателям это просто не выгодно. Наш законопроект содержит ряд важных изменений, которые помогут изменить ситуацию к лучшему», — рассказал один из соавторов инициативы».
Справедливости ради, у нас и раньше подросткам с 14 лет работать идти можно было. Но работать разрешалось лишь с согласия органов опеки и письменного заявления родителей (что в нынешней редакции законопроекта попросту отсутствует). В советском Законе были чётко прописаны часы, сколько в день может трудиться подросток (чего нет в подготавливаемом ныне). Были и чёткие ограничения по тому, куда может трудоустроиться подросток. Но, как видно из обоснований законопроекта, сегодня это не актуально?
«Множество ограничений по видам работ уже давно потеряли актуальность, поэтому в новом законе реестр специальностей будет актуализирован исходя интересов подростков и запросов современного рынка труда. Отмечу, что при обсуждении закона с различными ведомствами — и региональными, и федеральными — мы везде находили поддержку и положительный отклик на изменения. Тема действительно актуальна, и в обществе давно был запрос на изменения законодательства в части трудоустройства подростков», — поясняет эксперт.
В настоящее время при приеме на работу 14-летнего гражданина без соответствующего согласия органов опеки работодатель может быть привлечен к ответственности — по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Для организаций установлен штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. Если законопроект примут, то ни согласия опеки, ни согласия родителей не нужно будет, чтобы подросток-школьник работать пошёл. И даже медосмотр перед работой не будет проводиться. Освобождение работодателя от необходимости проводить за свой счет медосмотр несовершеннолетнего при наличии результатов такого осмотра. Это предложение объясняется тем, что процедура медосмотра предполагает дополнительные затраты для работодателя.
«Нынешнее положение Трудового кодекса об обязательном медосмотре подростков за счет работодателей не мотивирует их на то, чтобы оформлять их официально. Мы предлагаем ограничиться предоставлением медсправок самими подростками, ведь они регулярно проходят диспансеризацию», — обосновывают авторы одно из положений законопроекта.
Законопроектом предусмотрена отмена обязательного согласования расторжения трудового договора с государственной инспекцией труда и комиссией по делам несовершеннолетних. А ещё — установление нового порядка проверок при трудоустройстве подростков (только по заявлению несовершеннолетнего работника или его законного представителя). Авторы законопроекта ссылаются на исследование портала HH.ru, в котором говорится, что 61% работодателей видят сложности при трудоустройстве несовершеннолетних из-за юридических рисков. «Начинаются проверки, бюрократия, бесчисленные согласования, работодателям это просто невыгодно», — поясняет один из авторов законопроекта.
Оно конечно, время достаточно сложное, зарплата растёт неслыханными темпами (правда, в основном, в отчётах Росстата, но ведь растёт!). К тому же дефицит рабочей силы в стране за последние полгода вырос в разы. А мигранты не спасают положение, сколько их не завози. Ибо быстро «сваливают» туда, где платят побольше (в те же курьеры вместо стройки). По данным Росстата, число работников в возрасте моложе 35 лет за 2022 — 2023 годах сократилось на 1,3 миллиона человек. В ближайшие пять лет на рынок будет выходить все меньше новых кадров, спрос на них будет расти. А значит самое время за подростков взяться. И семьям с невысоким, мягко говоря, достатком подспорье и дефицит кадров низкоквалифицированных как-никак перекрыть можно.
Кстати, насколько известно, принятие законопроекта поддерживает и уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова. Она отмечает, что «потребность в ранней работе у подростков имеется по всей стране».
Свежие комментарии