На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 865 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Овчаренко
    А вот если считать пенсию так: 40 процентов от  средней зарплаты, и плюс по одному проценту  за каждый год стажа. Чес...Депутаты предложи...
  • Ed
    Били и будут бить. Раб должен быть постоянно битым, лучше прислуживает и не вякает о правахУкраинские журнал...
  • Grandad
    Не понял, кому сдаются "на глазах у военных РФ" солдаты ВСУ?Макгрегор: солдат...

Будущее России в руках наших детей

В наши нелёгкие времена Россия борется за создание нового справедливого мироустройства. Об этом неоднократно говорил глава государства Владимир Путин. И будущее страны, конечно же, во многом зависит от нашего подрастающего поколения. Патриотическое воспитание, формирование нравственных основ и здорового образа жизни становятся важнейшими элементами образовательного процесса в учебных заведениях. На важные и актуальные вопросы «Аргументам недели» ответил директор московской школы № 1575 Ирина Боброва.

- Роль системных знаний о месте России в мире. Есть ли такие занятия с учениками в Вашей школе?

- Обучающихся важно знакомить с глобальными трендами и вызовами для страны, ролью России в международной политике, с тем, какое экономическое и политическое влияние на другие государства оказывает наша страна, с военно-политической активностью России, ролью в мире и развитием русского языка, состоянием научно-технической сферы и воздействием новых технологий на развитие, с демографической ситуацией, состоянием культуры, экологии и другими вопросами.

Знание этих вопросов важно, поскольку, как это записано в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России».

Системные знания о месте России в мире обучающиеся получают в первую очередь на уроках при изучении мировоззренческих учебных предметов. Это такие дисциплины как «История», «Обществознание», «География» («Окружающий мир» в начальной школе), «Русский язык», «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности». С 1 сентября 2023 года каждая российская школа предусматривает непосредственное применение при реализации Основной образовательной программы федеральных рабочих программ по этим учебным предметам, что очень важно для создания единого образовательного пространства в нашей большой стране.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (понятий, которые используются в нескольких предметных областях) позволяет связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов в целостную научную картину мира.

Федеральная образовательная программа действует и на уровне дошкольного образования. В дошкольном детстве возводится тот фундамент, на котором будет строиться школьное обучение. Для поддержки приоритетных направлений развития дошкольников в рамках Основной образовательной программы используются так называемые парциальные образовательные программы. Это образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию какой-то одной из образовательных областей. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализуется программа «С чистым сердцем». В основу её содержания положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством.

Системные знания о месте России в мире учащиеся получают и через курсы внеурочной деятельности и занятия по программам дополнительного образования. Внеурочная деятельность предполагает выбор обучающимися курсов в соответствии с их интересами, запросами и способностями. Выбранные курсы обязательны для посещения, так как являются частью образовательной программы. Некоторые курсы носят инвариантный характер, так как являются обязательными компонентами городских образовательных проектов, которые реализует школа: «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе», «Академический класс в московской школе», «Медиакласс в московской школе», «Предпринимательский класс в московской школе».

В часы внеурочной деятельности еженедельно с 1 по 11 класс проходят занятия «Разговоры о важном». В 1 классе раз в неделю проводятся занятия, экскурсии, проектная деятельность в рамках городского проекта «Моя Москва, горжусь тобой!».

С 5 по 11 класс школьники могут выбрать для изучения курсы «Экологическая грамотность», «Экология», «Родное слово», «Тележурналистика», «Медиакоммуникации в Москве», «Радиожурналистика», факультатив «Россия – мои горизонты» и другие.

Внеурочная деятельность включает в себя работу учащихся в школьном Музее Боевой славы, мероприятия волонтёрского отряда «Созвездие доброты», лекции, тренинги, проекты, марафоны полезных дел, акции, конкурсы «Движения первых», работу школьных клубов, школьного медиацентра, школьной киностудии, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории, а также выпуск школьной газеты «Лицеисты».

- Есть ли в школе мероприятия по морально-нравственной тематике и какие методические материалы используются?

- Мероприятия по морально-нравственной тематике реализуются в рамках направления «Духовно-нравственное воспитание» Рабочей программы воспитания с учётом целевых ориентиров, зафиксированных в ней.

Мероприятия в дошкольных группах (примеры):

Беседы «Как я помогаю бабушке и дедушке», «Моя большая семья», «Наши четвероногие друзья».
Изготовление поздравительных открыток ко Дню пожилых людей.
Выставка детских рисунков «Мои любимые дедушка и бабушка».
Акция «День добра и уважения».
Создание совместно с родителями книги памяти «Семейный архив».
Интерактивная игра «Мамины и папины помощники».
Начальная школа (примеры):
Экологическая акция «Разделяй и Умножай».
Неделя профилактики экстремизма и терроризма «Когда чужая боль становится своей...» (памяти жертв Беслана).
«Я – особенный» Профилактика позитивной самооценки и здорового развития.
Выставка фотографий «Я и моя мама».
Презентация постеров, стенгазет, отражающих совместную организацию досуга с родителями.
Мероприятия в 5-11 классах (примеры):
Экологические акции «Бумажный бум», акция «Добрые крышечки».
Памятные акции, посвященные трагическим событиям Беслана.
Волонтерские акции (День защиты животных, Международный день инвалидов и др.).
«День мамы», «С папой классно» – выставки, творческие мероприятия, встречи с представителями родительской общественности.
Неделя «Территория без сквернословия» (акция «День вежливых слов», лекторий «Как научиться правильно и красиво говорить», классный час «Что значит быть вежливым»).
Неделя профилактики употребления алкоголя и табакокурения «Будущее в моих руках». Информационные беседы с привлечением сотрудников органов системы профилактики.
«Правовая ответственность несовершеннолетних». Профилактические лекции для учеников (с участием приглашенных специалистов – правоохранительных органов).
Неделя профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство».

- «Разговоры о важном». Используются ли на занятиях задания для школьников по теме урока, игры, викторины, участие приглашенных гостей-спикеров? Чем «Разговоры о важном» отличаются от обычных уроков?

- «Разговоры о важном» – это, прежде всего, неформальное общение, обсуждение с детьми тех вопросов, которые их интересуют. Ценно, когда у детей появляется желание и возможность высказать своё мнение. Поэтому часто встречи построены в формате диалога. Идет обмен знаниями, обсуждение, иногда возникает спор. Учитель становится не просто педагогом, передающим знания, а собеседником, который делится опытом, поддерживает мысли ребёнка или, наоборот, не соглашается с ними.

Кроме беседы формами организации учебного занятия служат игра, просмотр видеоматериалов, работа с интерактивными карточками, с аудиоматериалами, участие приглашенных гостей и другие формы.
Формы проведения встреч подбираются педагогом с учётом возрастных особенностей обучающихся, целей и задач проводимого занятия.

- Проводятся ли мероприятия в рамках «Разговоров о важном» в соответствии с тематикой календарных дат: День защитника Отечества», Международный Женский день и т.д.?

- Безусловно, мероприятия с тематикой основных государственных праздников включены в систему еженедельных «Разговоров о важном».

- Есть ли в школе советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями? Что изменилось с появлением советника? Какие новые мероприятия стали проводиться?

- Свою работу советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями начал в школе с 1 сентября 2023 года.

Советник – это тот специалист, который консолидирует усилия всех сторон воспитательного процесса. Фактически это навигатор внутришкольной и межшкольной организации досуга детей.

С появлением советника стало легче «настраивать» воспитательную работу в процессе реализации Рабочей программы воспитания. Советник гармонично интегрирует федеральные задачи в воспитательные программы школы.

Важно, что с появлением советника усилилась возможность в воспитательном плане скоординировать подходы к развитию ребенка, предложить ему тот вектор движения, в котором он может быть успешен. Он вовлекает в событийную жизнь школы тех детей, которые обычно стесняются проявить себя.

Советник вовлекает детей в позитивную деятельность не только в качестве участников, но и как организаторов мероприятий или волонтеров-помощников. Ребята проводят викторины, активные перемены для учеников начальной школы, помогают проводить веселые старты, фестивали и другие мероприятия, сдавать нормы физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Это позволяет приобрести полезные навыки, способствует социализации, повышает самооценку и учит взаимодействовать в команде.

Советник – проводник в мир возможностей, которые раскрываются при реализации федеральных и городских проектов:

Российского движения детей и молодежи «Движение Первых».
Открыт «Юннатский клуб», дети участвуют в масштабных всероссийских проектах, конкурсах и акциях, реализуют собственные проекты, принимают участие в исследованиях. Трек «Сизый голубь», например, позволяет помогать ученым «Русского географического общества» в сборе материалов и данных для исследований.
Дети участвуют в проекте «Министерство школьной моды», каждый ребенок может выбрать профессию, пройти обучение, выполнить задание и попробовать себя в роли стилиста, дизайнера или журналиста модной индустрии.

«Орлята России».
Каждый месяц для учеников 1-х классов советник разрабатывает и проводит интерактивные мероприятия нового формата с использованием современных цифровых технологий по темам проекта «Моя Москва, горжусь тобой!». В феврале прошло мероприятие, на котором дети с помощью разработанного игрового поля изучали достопримечательности Москвы и станции столичного метро.

«Школьный спортивный клуб».
Помимо традиционных активных перемен появились спортивные перемены, которые помогают размяться в перерывах между уроками и попробовать себя в новых видах спорта.

Проводятся внутришкольные соревнования и конкурсы: футбольный турнир между учениками и учителями физической культуры, конкурс «Королева скакалки и король приседа»

«Школьный театр».
Организуются встречи с экспертами сферы театрального искусства и творчества.

Стало больше мероприятий онлайн формата, в которых дети могут принять участие самостоятельно, командой или совместно с родителями.:

- Всероссийские акции, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, имеющим большое значение для страны. Всероссийская акция «Читаем на родном», посвященная Международному дню родного языка, Всероссийская акция «Защитники Первых», посвященная Дню защитника Отечества и т.д.

- Разнообразные онлайн конкурсы, челленджи и проекты: спортивные и функциональные онлайн вызовы, конкурсы рисунков «Эрмитажный кот», «Защитники Отечества. Zаветам Vерны», «Нарисуй «Ёлку Победы».

- В 10-11 классах вводятся уроки НВП. Как в школе реализуется данный проект?

- На данный момент элементы начальной военной подготовки включены в программу уроков ОБЖ и физической культуры. Планируется введение предмета НВП на следующий учебный год, соответствующие кадры имеются, проводится закупка дополнительного оборудования для проведения уроков.

- Как проходит в школе церемония поднятия флага?

- Церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации является одним из важнейших воспитательных событий, направленных на формирование чувства патриотизма и гражданственности у школьников. Поднятие Государственного флага Российской Федерации является почетной обязанностью и поручается обучающимся. Порядок проведения Церемонии закреплён внутренним регламентом школы.
Поднятие флага осуществляется в первый учебный день каждой учебной недели перед первым учебным занятием (уроком). Спуск Государственного флага осуществляется в конце каждой учебной недели по окончании последнего учебного урока. Церемония Поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации реализуется в одном из трех форматов (в соответствии с погодными условиями): на пришкольной территории у флагштока; в актовом зале; в учебных аудиториях (трансляция ролика, рекомендованного Департаментом образования и науки города Москвы).

- Есть ли в школе оформленное пространство «Уголок патриотического воспитания»?

- В нашей школе созданы два музея: «Музей 2-ой штурмовой инженерно-сапёрной Рогачёвской бригады» (создан в 1985 году совместными усилиями ветеранов 2-ой штурмовой инженерно-сапёрной бригады и коллектива образовательного учреждения). В современной экспозиции музея 2 раздела: первый раздел посвящён И.Д. Черняховскому, генералу армии, дважды Герою Советского Союза; второй - 2-ой штурмовой инженерно-сапёрной бригаде, которая участвовала в сражениях ВОВ, в наведении мостов и разминировании различных объектов на освобождённой территории.

Экспозиция второго Музея - «Поколение мира – поколение без войны» - помогает приобщиться к важнейшим событиям нашего государства на примере подлинных экспонатов времен Великой Отечественной войны, познакомиться с историей Миротворческого движения молодежи за культуру мира. Экспозиция поделена на разделы: «История Великой Отечественной войны», «Жизнь и подвиг Константина Павловича Дунаева», «Труженики тыла», «Наши друзья ветераны», «Миротворчество».  

В фондах музеев – документы, фотографии, военная атрибутика, воспоминания ветеранов, сочинения и стихи школьников о ветеранах ВОВ, материалы школьных поисковых экспедиций, экспозиции музеев постоянно пополняются творческими работами учащихся – рисунками, плакатами, боевыми листками, а также памятными подарками гостей школы. Ветераны Великой Отечественной войны оказывают огромную помощь в накоплении фонда музея, вместе с активами музеев организовывают различные мероприятия, которые направлены на формирование у юных граждан чувства уважения и любви к своей Родине. Активы музеев организовывают уроки Мужества, посвящённые государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям Российской истории и культуры, выставки, конкурсы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ополченцами, детьми войны 1941-1945 годов, Героями России, участниками СВО, создают видеоматериалы встреч, проводят беседы, читательские конференции. Ежегодно накануне празднования Дня Победы в школе проходит акция «Бессмертный полк моей школы», которую организуют сотрудники музея для всех обучающихся (портреты героев войны хранятся в музее). Экскурсии в школьном музее для учащихся, родителей, жителей района проводят педагоги, ученики старших классов (экскурсоводы). С декабря 2023 года Музей 2-ой штурмовой инженерно-сапёрной Рогачёвской бригады является партнёром Музея Победы. 

- Есть ли в школе лекции или уроки по пропаганде здорового образа жизни и о вреде употребления наркотиков и психотропных препаратов?

- Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и о вреде употребления наркотиков и психотропных препаратов размещены в календарных планах воспитательной работы в Основной образовательной программе:

- организация спортивных товарищеских встреч и первенств по командным видам спорта (в течение года);

- ЗОЖ-челлендж «10 000 шагов», «Здоровые привычки», «Физическая активность», «Освой новый навык», Тренинг «10 способов сказать "НЕТ"» (в течение года);

- Активные спортивные перемены: «Игры наших родителей», Турниры по спортивным настольным играм (шахматы, шашки), Танцевальные и спортивные флешмобы (в течение года);

- Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья» (декабрь, февраль, март);

- разработка чек-листа для формирования полезной здоровой привычки (сентябрь);

- памятки «Режим школьника», «Как быть здоровым» (сентябрь);

- презентации плакатов, рисунков, мотивирующих к здоровому образу жизни (в течение года);

- просмотр и обсуждение материалов Библиотеки МЭШ «Поучительные притчи», «Отбрось все лишнее – выбирай жизнь!», «Все, что важно – рядом с тобой» (в течение года);

- Неделя профилактики ВИЧ и пропаганды нравственных и семейных ценностей «Здоровая семья» (декабрь);

- просмотр и обсуждение видеороликов «Красная ленточка», «Всемирный день борьбы со СПИДом», «Мы против СПИДа»;

- лекции школьного врача «Москва – территория здоровья» (в течение года);

- Воркшоп «Скажи: «ДА» здоровому образу жизни!» (октябрь);

- разработка чек-листа «Знай больше, живи дольше» (октябрь);

- Неделя профилактики употребления психоактивных веществ «Независимое детство». «Профилактика ПАВ. Употребление наркотиков»;

- Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE» (январь);

- лекции для родителей (с участием приглашенных специалистов) (в течение года);

- Неделя здоровья «Здоровье для всех!», посвященная навыкам здорового образа жизни и уверенного поведения (апрель);

- Неделя профилактики ментального здоровья «Неделя психологии» (апрель);

- «К экзаменам готов!». Психопрофилактика стрессоустойчивости при подготовке к экзаменам и во время ГИА (апрель);

- «Особенности возраста. Каждый имеет право быть собой». Профилактика особенностей юношеского возраста (в течение года).

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх