На правительственном часе в ходе 23 сессии ЗакСобрания Иркутской области депутаты рассматривали важнейшую для региона проблему снижения валового объема производства сельскохозяйственной продукции. Как выяснилось, причины сокращения производства носят комплексный характер. Соответственно, улучшение экономической ситуации парламентарии связывают также с целой системой мер, в числе которых повышение производительности за счет технического перевооружения малых и средних предприятий, а также стимулирование создания сельскохозяйственных коопераций.
Вопрос с предысторией
Правительственный час на сессии 16 апреля стал логичным продолжением рабочей поездки депутатов во главе со спикером парламента Александром Ведерниковым в Боханский район. Там 11 апреля прошло выездное совещание с участием народных избранников, министра сельского хозяйства Ильи Сумарокова, мэров, представителей областной КСП, руководителей предприятий.
В ходе совещания глава профильного министерства уточнил — на поддержку сельскохозяйственного производства в 2025 году будет направлено более 3 млрд рублей, в том числе 700 млн — из федерального бюджета. По сравнению с прошлым годом финансирование отрасли выросло на 12%. Планируется, что аграрии заготовят больше зерна и масличных культур, чем в 2024 году, но меньше картофеля и овощей. Вся посевная площадь сельскохозяйственных культур составит более 620 тыс. га, это практически равно уровню прошлого года.
Первый вице-спикер парламента Кузьма Алдаров напомнил, что депутаты ЗС внесли в бюджет 2025 года ряд поправок, касающихся поддержки сельского хозяйства. В частности, 90 млн рублей направлено на компенсацию потери урожая из-за переувлажнения почвы, более 60 млн — на компенсацию затрат на электроэнергию тепличных хозяйств, около 40 млн — на закуп молока и мяса. Также он отметил увеличение финансирования программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Юрий Гамзулин при этом заявил — количество сельхозтоваропроизводителей в регионе в последние годы сокращается. Так, с 2018 по 2024 год число крестьянско-фермерских хозяйств снизилось с 1024 до 934, а сельскохозяйственных организаций — со 130 до 112. Он отметил, что почти 40% всех субсидий в регионе, в соответствии с установленными минсельхозом условиями предоставления, приходится на поддержку наиболее крупных предприятий. Однако объем производства этих компаний не меняется, а прибыль в 1,5 раза превышает поддержку. При этом значительная часть сельскохозяйственной продукции приходится на КФХ.
Александр Ведерников сделал вывод, что необходимо усиливать поддержку сельского хозяйства по категориям хозяйств. «Мы видим, что тренд сместился в сторону допуска крупных предприятий к получению поддержки по направлениям, ранее доступных только мелким фермерам. Основной вектор должен быть обусловлен не только экономической эффективностью производства, но и сохранением села, занятостью людей, продовольственной стабильностью. Конечно, нужно помогать и крупным предприятиям, но таким образом, чтобы фермер не боролся с агрохолдингом за эту помощь», — прокомментировал спикер ЗС.
Падение вызвано стечением обстоятельств
Обсуждение важного вопроса было возобновлено на сессии парламента в разрезе темы снижения валового объема производства сельскохозяйственной продукции в 2024 году. Согласно докладу министра сельского хозяйства Ильи Сумарокова, общий объем производства за последние пять лет (с 2019 по 2024 год) вырос почти на 24 млрд рублей. При этом в 2024 году в регионе наблюдалось существенное снижение продукции и в животноводстве, и в растениеводстве. Причин оказалось несколько.
Во-первых, область столкнулась со сложной эпизоотической ситуацией. Из-за заражения узелковым дерматитом пришлось изъять и уничтожить более 7,1 тыс. голов скота, в том числе свыше 6,4 тыс. голов крупного рогатого скота.
Во-вторых, падение объемов растениеводства напрямую связано как с экономическими факторами (перепроизводство в предыдущие годы, снижение отпускных цен, уменьшение рентабельности), так и сложными климатическими условиями в 2024 году (обильные осадки и повышенная температура). В результате регион по итогам уборочной кампании недобрал около 150 тыс. тонн зерна.
Илья Сумароков в ходе доклада заметил — предприятия пытаются улучшить свою экономику за счет перехода на более рентабельные культуры. А если хозяйства желают сосредоточить усилия на овощах, картофеле, то есть меры по поддержке повышения урожайности. Речь идет о создании оросительных систем (субсидируется 95% затрат на их проектирование и до 50% затрат на приобретение и строительство).
Аналогичная ситуация и в животноводстве. Потенциал есть там, где региональные аграрии еще не работают. Например, по внедрению технологий геномной оценки скота, когда среди племенного поголовья выбраковываются те, кто имеет наименьшую продуктивность.
Еще более высоким потенциалом обладает направление объединения мелких производителей в систему кооперации через спектр мер господдержки. «Мы должны через механизмы поддержки сделать так, чтобы хозяйствам было интересно самим подращивать скот, перерабатывать и продавать продукцию», — обрисовывает сферу дальнейшего приложения усилий Илья Сумароков.
Сделать меры еще эффективней
Осуществляющая полномочия министра экономического развития и промышленности Марина Петрова добавила, что предприятиям сельского хозяйства, помимо субсидий, предоставляется также поддержка в поисках инвестиций, повышении производительности труда, сопровождении проектов, получении займов представителями малого и среднего бизнеса, действуют налоговые льготы.
Однако, по информации председателя Контрольно-счетной палаты Юлии Махтиной, аудит действующих мер поддержки показывает, что они не помогают существенно наращивать объемы производства, а доля средств, направленных на поддержку ИП и КФХ, не превышает 40%.
Председатель Агропромышленного союза региона Дмитрий Баймашев предложил разработать в Иркутской области закон о сельском хозяйстве. Он напомнил, что согласно Указу президента России «О национальных целях развития», к 2030 году агропромышленный комплекс должен увеличить объем производства на 15% к уровню 2021 года, а объем экспорта — в 1,5 раза.
При этом глава агропромсоюза обратил внимание на факторы, тормозящие достижение этих целей. За последние 10 лет цены на электроэнергию выросли в три раза, во столько же дизельное топливо, а минеральные удобрения в пять раз. В первом квартале 2025 года услуги ЖКХ для предприятий на электроэнергию повысились на 24,3%, на тепло на 13%, на горячую воду на 10%, холодную воду и водоотведение от 24% до 67,5%. «Сельхозпредприятия имеют большую устойчивость, они медленно падают, но усилий к их восстановлению прикладывать необходимо больше. Поддерживать необходимо направления, связанные с производительностью труда, новыми технологиями, главное делать это вовремя. Иркутская область своевременно не смогла сделать ставку, поддержать тему выращивания овощей в закрытом грунте, в итоге мы сейчас едим огурцы из Новосибирска и Томска», — наглядно объяснил Дмитрий Баймашев.
Депутаты ЗакСобрания в свою очередь обратили внимание министра на ряд других проблем, требующих решения. Наталья Дикусарова заявила о необходимости продолжить финансирование программы предоставления молока в школах. Она подчеркнула, что это один из механизмов поддержки местных производителей молока, на долю которых приходилось 80% средств субсидии. И заострила внимание на болевых для селян точках: «Кроме того, я бесконечно буду задавать вопрос по залежным землям. Продолжится ли поддержка по вводу их в оборот или мы эту тему забросили? Знаю, в позапрошлом году ряд предприятий не получили деньги. Хотя ими были взяты на себя обязательства и четко выполнены. Но что-то произошло с федеральной поддержкой, региональную так и не предоставили, и по факту мы людей бросили. Точно так же в свое время было с поддержкой лизинга для предприятий. Сначала пообещали, а потом не исполнили».
Елена Крыжановская отметила, что после перехода на предоставление единой субсидии, объем поддержки крестьянско-фермерских хозяйств сократился, и часть аграриев переходят на ведение личных подсобных хозяйств.
«На территории Братского района зарегистрировано 55 хозяйств с основным видом деятельности сельхозпроизводство. Лишь 26 из них на конец 2024 года входило в реестр министерства сельского хозяйства. За последние два года объем господдержки, полученной производителями района, снизился на 66%. Производители при постоянном ужесточении условий выдачи субсидий отказываются от получения незначительных сумм поддержки.
Среди тех, кто подал заявки, есть получившие суммы в размере лишь 27 тыс. руб., 38 тыс. руб. Конечно, при таких условиях количество фермерских хозяйств в районе будет только снижаться», — поделилась неутешительными выводами депутат.
Кузьма Алдаров также обратил внимание на снижение поголовья скота у сельхозорганизаций, переход их в статус ЛПХ, и предложил вернуться к применявшейся ранее практике субсидирования покупки ГСМ на период уборки урожая.
Руководитель профильного комитета ЗC Сергей Гомбоев заметил, что не обеспечена финансированием депутатская поправка, которая предусматривала выделение дополнительно 280 млн рублей на реализацию программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Тезис коллеги поддержала Наталья Дикусарова: «Не могу смолчать. Это были поправки, согласованные при формировании бюджета. Это совместное решение, принятое на сессии ЗакСобрания, бюджет подписан губернатором Иркутской области. Расходы заложены в бюджете и их нужно довести до муниципальных образований».
Александр Вепрев обратил внимание на снижение занятости в сельскохозяйственных организациях при одновременном повышении производительности труда работников. Павел Сумароков парировал, что объем производства растет в денежном выражении, а в натуральном виде, напротив, снижается.
Александр Ведерников резюмировал: «Поддержка крестьянско-фермерских хозяйств — это вопрос социально-экономический. Сейчас одним из маркеров предоставления средств из областного бюджета является производительность предприятия. И мы понимаем, что по этому показателю КФХ не могут опередить агрохолдинги. Мы не против, чтобы на селе были богатые, мы за то, чтобы не было бедных. Поэтому и необходимо поддерживать мелких и средних фермеров, чтобы они могли повышать свою эффективность. Это активное население, которое работает на земле и вносит существенный вклад в развитие нашего региона». И добавил, что одним из способов поддержать аграриев на селе является стимулирование коопераций, отметив, что мнение парламентариев в отношении КФХ поддерживает губернатор региона Игорь Кобзев.
В настоящее время вопрос поддержки сельского хозяйства, разработки мер по повышению его эффективности предметно рассматривается профильным комитетом ЗакСобрания. По итогам этой работы будет представлен ряд рекомендаций в виде проекта постановления парламента. Депутаты обсудят его уже на майской сессии.
Свежие комментарии