
Привет-привет, дорогие читатели «Аргументов недели»! Хотел было написать про «Дракулу» Люка Бессона, но перечислять откровенные пошлости и сценарные глупости не стал. Хочется писать о том, что вызывает мысли и ласкает вкус. К таким фильмам отношу «Лермонтова» Бакура Бакурадзе.
Напомню, он соавтор сценария фильма «Вызов», действие которого происходит в космосе, участник многих кинофестивалей, в частности Каннского.
На сей раз он показал историю последнего дня из жизни Лермонтова. Здесь герой предстаёт совсем не великим поэтом, но, несомненно, заслуживающим внимания.Режиссёр выбрал на роль главного героя стендап-комика Илью Озолина, наделившего своего героя неподвижным выражением лица. Вероятно, чтобы выделить его особость. Фильм начинается с раннего утра накануне трагической дуэли. Лермонтов покидает своё аскетичное жилище типа сакли и скачет на коне вдоль красивых окрестностей подножия горы Машук, что на Северном Кавказе. Скачет к горной речке, чтобы искупаться. Он раздевается на общем плане и спускается к берегу. Камера не следует за ним, останавливаясь на плане ветки дерева.
Но уже видно, что он маленький и узкоплечий. Камера оператора Павла Фоминцева любит снимать его со спины. Вот он ведёт свою лошадку за уздечку. Вот мы видим его затылок за столом в пустой кафешке. Вот он приближается к весёлой компании во время пикника в лесу, когда камера держит в фокусе его спину, а господ держит в расфокусе. Герой резко выделяется из окружения своим хмурым видом. Засмеётся только однажды – в эпилоге, после смерти.
Героя «делает» и общество, распивающее на завтрак шампанское. Кавалеры и госпожи обсуждают его дерзости и колкости, разные выходки, но про дуэль не знает ещё никто.
Пока же у господ есть и другие занятия – купание в целебных источниках по 50 копеек за билет. В своей новелле Бакурадзе смакует всё экзотическое. В кадре вообще нет местных селян, только постояльцы офицеры да гости из Пятигорска. Лишь барашки урчат в своих загонах, кто же за ними присматривает? Слуги тоже славянской внешности. Но Бакурадзе не делает реалистическое кино. Он сочиняет новеллу, где есть главный герой и второстепенные персонажи. Ему не нужна правдоподобная массовка. В его октаве немногим больше семи нот.Уединившись в лесу со своей дальней родственницей Екатериной Быховец (Вера Енгалычева), Лермонтов жалуется на одиночество, бессмысленность и скуку жизни, бесконечные вино и картёжные игры. Да ещё волокита за дамами. Екатерина утешает его, просит прочитать стихи. Он, обнявшись с ней, читает грустно: «Ночевала тучка золотая // На груди утёса-великана…» Стихи про одиночество умиляют героиню. Она обещает ухаживать за ним. Она спрашивает, не заблудились ли их друзья – её тётка и брат Александра Пушкина Лев? Лермонтов отвечает: «Да совокупляются где-то в кустах». От такого вульгаризма Екатерина расстраивается. Но в своей новелле Бакурадзе именно так допускает и чувство юмора. Он показывает место, где в самом деле совокупляются герои, – на мгновение дав крупно лицо героини. Дальше всю эту короткую сцену мы «слышим» за кадром, чем они занимаются, а в кадре видим красивую осеннюю листву, которую в следующей сцене герои будут вполне комично стряхивать со своей одежды.
Интересно решён и образ убийцы поэта – Мартынова (Евгений Романцов). В отличие от Лермонтова он красавец. Мы застаём его за охотой на вальдшнепов, у пояса болтаются ощипанные птички. За ощипыванием очередной жертвы внимательно наблюдает оператор. Одна из светских девиц просится пострелять. Мартынов заряжает ружьё, она стреляет, отшатывается – «как из пушки», а через пару сцен мы видим их объятия. Бакурадзе не поскупился на тёплые краски, добавив крутящихся под ногами весёлых охотничьих псов.
Действие фильма происходит на природе, среди лесов, рощ и кустарников. Среди деревьев, тощих и нетощих, но всегда роняющих свой осенний красочный лист. Ради музыки цветовых гамм Бакурадзе сдвигает день дуэли с июля, когда на Северном Кавказе вся листва зелёная, на осень. Но тогда купание Лермонтова в ледяной горной реке кажется странным. В фильм попадает и кадр с голым мужским телом в речке, затылком к нам, лицом в воде, медленно уплывающим из кадра. Такой откровенный символизм мне показался излишним.
В заключение скажу, что это не мой Лермонтов, но фильм затягивает. Он нетороплив, он богат на красоты ландшафта, на необычные, а иногда просто красивые лица актёров и актрис. Богат на этнографические детали быта, на монтаж разных эмоций, которые разнообразят постоянное предощущение трагедии. Такой самодельный Лермонтов мне был интересен. Так что я рекомендую вам его посмотреть – время с Бакурадзе вы проведёте не зря.
Пока, пока!
Ваш Сергей ШОЛОХОВ
Свежие комментарии