Небольшой поселок с названием «Станция Батарейная» является самой западной окраиной Иркутска. Исторически сложилось, что поселок развивался по обе стороны от Транссибирской железнодорожной магистрали. Сегодня многие из 3,5 тысяч жителей этого района каждый день пересекают «железку», разделяющую жилые дома и детский сад, школу, поликлинику, почтовое отделение, библиотеку и опорный пункт. Для удобства пешеходов есть виадук. А вот водителям приходится передвигаться в объезд. Крюк солидный, прокладывать путь нужно через весь Иркутск II и Ново-Ленино. Это дополнительный трафик и бесконечные пробки на Узловой. Ремонт автомобильного путепровода по вине нерадивого подрядчика затянулся на несколько лет, городская администрация сейчас исправляет ситуацию, все работы должны завершиться в промежутке от полугода до года.
Закрытый сейчас автомобильный путепровод находится в статусе ремонтируемого последние три года. До этого он исправно служил более 35 лет. Срок вроде бы солидный. Но на износ путепровода повлияла его повышенная эксплуатация. Инфраструктурный объект пришел в аварийное состояние из-за проезда по нему тяжелой техники. «Догадливые» водители объезжали по нему пункт весового контроля на Московском тракте, а потом снова возвращались на трассу через дорогу на Батарейной. Кроме того, через переезд часто ездили большегрузы, возившие с берега Ангары гравий.
А ведь по большому счету Станция Батарейная никогда не была транзитным пунктом для автомобилистов. Случайных людей здесь почти не бывает — кто-то приезжает на железнодорожные тупики по личным делам, кто-то работает в местной воинской части и ездит сюда из «города», остальные — местные. Собственно, для местного населения и его «связи с большой землей» здесь и был когда-то построен путепровод над железной дорогой: он соединил две части Батарейной и предоставлял поселку удобный выход на Московский тракт.
«Этот путепровод связывает жителей Батарейной с федеральной трассой и объездной дорогой Ново-Ленино. Многие работают за пределами станции, и добираться до места им удобнее через эти направления, — обрисовывает сложившуюся ситуацию Андрей Пономарев, директор муниципального предприятия «Служба эксплуатации мостов». — Для кого-то этот путь удобнее, быстрее и короче. Если говорить об общественном транспорте, тот двигался так же — через переход. Сегодня этот проезд временно закрыт в связи с капитальным ремонтом путепровода».
По словам Пономарёва, прежде чем закрыть проезд, для жителей Батарейной была обозначена альтернативная дорога (правда, с гравийными участками): через микрорайон Иркутск II по улицам Берег Ангары, Трактовой до Новаторов и дальше. «За это время местные жители уже адаптировались: и автомобилисты, и пешеходы нашли для себя подходящие решения, но мы уверены, что через год прежняя схема движения будет восстановлена», — обнадеживает Андрей Пономарев.
А теперь о том, почему же затянулся ремонт путепровода. Он стартовал с проекта, о котором администрация Иркутска начала говорить в 2018 году, а в 2019-м он прошел Главгосэкспертизу. Объект был выставлен на торги, их выиграла компания «СоюзСтрой», и в 2021 году начались работы.
Дорожники разобрали часть путепровода, не заходя на территорию железнодорожных путей. На одной из сторон подрядчик успел возвести две опоры, сформировать конус и габионную стенку. На этом процесс замер — вышел срок контракта.
«Полагаю, причина в том, что много времени было потрачено на получение специальных разрешений и обучение специалистов, — анализирует возникшую проблему Андрей Пономарев. — Когда дело касается работ в районе железной дороги, необходимо получить специальные допуски, пройти аттестацию. Плюс необходимо время на согласование проекта производства работ с железнодорожниками. В результате за строительный сезон подрядной организации удалось сделать не так много».
В 2023 году контракт с «СоюзСтроем» был расторгнут, и объект снова выставили на торги. Желающих достраивать путепровод было немного, а точнее, дважды на торги не заявился никто. В итоге произвести капительный ремонт связующего звена на Батарейной доверили городскому предприятию МУП «Служба эксплуатации мостов».
«Контракт мы заключали в декабре 2023 года. В это время проект снова проходил экспертизу, потому что по итогам работы «СоюзСтроя» обозначились моменты, которые не были учтены ранее, — описывает ход событий Андрей Пономарев. — А дальше — обучение, подготовка документов для ВСЖД, прохождение инструктажей и так далее. К строительному сезону-2024 мы подошли в полной готовности и в конце марта — начале апреля приступили к работам. Начала служба с самого сложного — с разбора пролетов над железнодорожным полотном. Проект предполагал демонтаж моста с земли — строители попробовали этот метод и поняли, что он занимает слишком много времени».
Делается это, как рассказывают профессионалы, так: в первую очередь нужно получить технологическое окно — это время, на которое будет полностью остановлено движение поездов. Далее, ко времени указанного окна, заказывается специальный большой железнодорожный кран и отключаются все электрические сети. Кран выставляется на путях, начинается разбор. И установка крана, и отключение электричества производится во время технологического окна: завершиться все должно строго минута в минуту!
Андрей Пономарев, кажется, по минутам, детально помнит весь процесс: «Тогда нам дали длинное окно: с 18 часов вечера до 8 утра. Но за 14 часов удалось снять лишь две балки: стало очевидно, что такой способ демонтажа не годится для этого проекта. Приняли решение применить другой способ — привезти в Иркутск специальный «верхний» кран из поселка Таксимо в Бурятии. Такой кран способен занимать позицию прямо на разбираемом путепроводе — он опирается на стойки и оттуда работает с пролетами. В результате за полторы недели балки моста были успешно разобраны. Дальше строители приступили к демонтажу опор. Конечно, мы были так же ограничены технологическими окнами, впрочем, как и сейчас — работаем на железнодорожных путях строго по вторникам и пятницам».
Такие жесткие ограничения объяснимы серьезной наполненностью дороги различными составами. Если приехать на Батарейную, то в тишине постоять у строящегося перехода невозможно — каждые несколько минут пронсятся товарные эшелоны, пассажирские, почтовые поезда и электрички — Транссиб загружен основательно. Поэтому во время каждого технологического окна строители стараются сделать максимум возможного.
Разумеется, кроме работ на путях, у дорожников есть и другие задачи: выполняется перенос сетей связи; строятся шпунтовые ограждения на месте будущих опор. Уже омоноличены швы на пролете 6–7, готовы опалубка и арматурный каркас подферменных тумбочек на пятой и шестой опорах, выполнено обустройство конуса седьмой опоры габионами и матрасами Рено.
Сегодня капитальный ремонт путепровода на станции Батарейной идет по графику. Андрей Пономарев особо отмечает: «Важно, что у нас установлен контакт с железной дорогой, специалисты реагируют своевременно и оперативно — это очень существенный фактор, напрямую влияющий на скорость ведения работ.
В планах до конца этого года завершить строительство 1-й, 2-й и 4-й опор, 7-я опора уже построена; также планируем установить балки на участках, не заходящих на железнодорожные пути. Окончание работ по контракту намечено на 31 мая 2025 года. Но есть основание полагать, что план работ с 3-й опорой изменится, и тогда сроки сдвинутся до сентября-октября 2025 года. Уверен, мы предупредим жителей Батарейной об этом заранее».
За тем, чтобы обозначенные подрядчиком сроки были точными, а не приблизительными, в администрации Иркутска следят строго. Вице-мэр Андрей Южаков на постоянной, еженедельной основе проводит совещания о ходе ремонта на Батарейной. По его словам, все возникающие вопросы по поручению мэра Руслана Болотова отрабатываются в оперативном порядке.
По материалам газеты «Иркутск»
Прямая речьМэр Иркутска Руслан Болотов
«Продолжаем капитальный ремонт путепровода на Батарейной по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Подрядчик — МУП «Служба эксплуатации мостов». Напомню, предыдущая организация не справилась со своими обязательствами, сорвав сроки. Сейчас, когда на путепроводе работает наше муниципальное предприятие, мы видим хороший темп ремонта. Работы ведем в тесном взаимодействии с Восточно-Сибирской железной дорогой. Мы все заинтересованы в том, чтобы объект был сдан в соответствии с графиком».
Характеристики объекта
Протяженность ремонтируемого участка, включая подъездные пути, 477 метров, из них сам путепровод занимает около 180 метров. Завершение работ намечено на строительный сезон 2025 года. Для автомобилистов тут будут устроены две полосы движения, также появится пешеходная часть, освещение и прочие элементы благоустройства.
Свежие комментарии