На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

99 073 подписчика

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    иди работай, лодырь... а не ной как щенок из подвалаА наши учителя и ...
  • Сергей Кочегаров
    Поднаторел автор, то у него коты (или кошки?) не вписываются в украинскую мову, то теперь коровы агенты кремля... Авт...Корова — тайный а...
  • Вадим Скоробогатов
    МУУУУУдачьё однакоКорова — тайный а...

Александр Короленко: «Прохожу проверку боем»

Окончание, начало здесь

Он помогает топ-менеджерам и их подчиненным развивать личные качества и профессиональные навыки. Он мотивирует сотрудников компаний на достижение поставленных бизнес-целей. Одни называют его бизнес-тренером, другие — коучем. А, по сути, это просто умный человек со стратегическим мышлением, готовый делиться своими знаниями.

Правда, при этом он еще и умеет делать людей счастливыми. Но как это удается?..

Об этом мы беседуем с директором Центра дополнительного образования «Школа бизнеса» Южно-Уральского государственного университета Александром Короленко.

Справка «АН»

Александр Николаевич Короленко — директор Центра дополнительного образования «Школа бизнеса», старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности и управления проектами» ЮУрГУ. В 2000 году с отличием окончил обучение на факультете экономики и управления ЮУрГУ (специализация «Производственный менеджмент»). С 2003 года ведет преподавательскую и консультационную деятельность. Член экспертной комиссии по вопросам региональной программы «Адресная поддержка повышения производительности труда» Фонда развития промышленности Челябинской области. Автор нескольких курсов в рамках программ дополнительного образования и ряда коммерциализированных ноу-хау.

— Александр Николаевич, неудачи случаются у всех. Их нужно запоминать или «перелистывать», стараясь не замечать?

— Нужно делать правильные выводы. Знаете, когда тяжело? Когда в группе оказывается кто-то из моих друзей или я приезжаю в компанию, где работает друг. Естественно, он мне рассказывает то, что не рассказывают остальные, и я понимаю, что некоторые вещи упустил, где-то не обратил внимания на реакцию, можно было уйти вообще куда-то не туда… Тяжело!

Это прямо тебя меняет, а меняться не хочется. Ты ведь думал, что все хорошо. Но это нормальный процесс. Надо это пережить. И не один раз.

— Известно, что бизнес-партнерам бывает непросто договориться... Как избежать разногласий? Или их избегать не надо?

— Здесь, наверное, не может быть единого ответа. Порой, к сожалению, бизнесы разваливаются. Иногда партнеры, проработавшие вместе много лет, начинают по-разному видеть картину мира и выходят из состава учредителей. Я считаю, что главное не терпеть — озвучивать проблемы, разговаривать. Это, вообще, собственно, отношений с людьми касается. Потому что потом будет больнее. Практически как в ситуации с зубами, не вовремя пролеченными.

Есть такая поговорка: «Если строишь с другом бизнес, будь готов к тому, что лишишься первого… или второго». Если кто-то может то же самое делать без тебя, то он обязательно это сделает, и у тебя будет конкурент. Это системное свойство бизнеса. Важно общаться и оставаться человеком в любой ситуации.

 

Парадоксы бизнеса

— Конфликты помогают решать проблемы, до которых не доходили руки?

— Вообще, если есть конфликт, значит, ожидания не соответствуют реалиям. Скажу так: если у компании проблем нет — это мертвая компания. В каждой организации, как и у каждого человека, всегда есть проблемы, потому что мы хотим больше, чем есть, мы куда-то стремимся. Так что конфликты не зло. Это просто элемент, с которым надо жить.

Если не эмоционировать, безусловно, они помогают развитию. Мы подсвечиваем проблему и ищем решение. В менеджменте есть разные стили управления, в их числе замалчивание, уход от проблемы, но в конкурентной среде это работает слабо. Можно просто «завалить» бизнес. При этом, конечно, надо учитывать и стратегические приоритеты. Какие-то конфликты решаем, какие-то пока оставляем — не все можно сделать сразу.

— Раньше были рационализаторские предложения, а сейчас… бережливое производство?

— На некоторых предприятиях есть система непрерывных улучшений. Кто-то внедряет бережливое производство, другие оставляют систему рацпредложений или вводят новые понятия, к примеру, «проект по улучшению». Зачастую в бизнесе работают представители нескольких поколений, так что большинство руководителей использует весь спектр терминологии, чтобы было понятно каждой аудитории. Даже каналы коммуникации разные. Кто-то подает заявку через интернет, где-то сохраняются ящички, куда бросают предложения, записанные на бумажке.

Любая стратегия — это ответ на вопрос: «Как?». Если ответа нет, планы можно рисовать сколько угодно. Как только мы поймем, что конкретно будем делать, и сможем это донести до людей, точно все сдвинется.

— А вот тут парадокс поджидает. С одной стороны, предпринимателям хочется стабильности, с другой — бизнес и стабильность не совместимы. Он ведь к совершенству стремится, а это постоянная оптимизация...

— Наверное, да. Бывают периоды мнимой стабильности, когда как бы все хорошо. Но на самом деле, когда все хорошо, это для предпринимателя звоночек. Еще вчера нужно было подумать о том, что будет завтра, поскольку у всего есть этапы жизненного цикла. Когда вы выходите на пик стабильности, вы не показываете уже былого роста и становитесь менее привлекательны в глазах потенциальных инвесторов, если говорить об инвестициях. А так, конечно, ничто в мире не стоит на месте, динамика очень большая.

— Бережливое производство — это сокращение издержек бизнеса. Но его внедрение — тоже дело затратное, да и сотрудники не всегда рады переменам... Вот как нащупать этот пульс?

— Лучше бережливое производство воспринимать, как повышение эффективности процессов. Сокращение издержек — один из эффектов, который можно достичь. Но если будем это ставить первой целью, то тогда мы начнем с сокращений, а это до добра не доводит. Теряется связь с процессами.

Обычно первое, с чего начинают компании, — это все-таки управленческие изменения. Можно подпись убрать лишнюю, которая формально ставилась, но задерживала процесс. Для этого ведь больших инвестиций не надо. Но, конечно, есть и проекты, связанные с серьезными инвестициями.

Сопротивляются люди? Да, сопротивляются, вопросов много возникает, и это нормально. Выходя на проекты, мы всегда пытаемся четко сформулировать, что получат сотрудники. Улучшатся условия труда, снизится его интенсивность… Рост зарплаты не всегда можно пообещать, но люди должны понимать, зачем им придется напрягаться.

Для преодоления сопротивления есть разные подходы. На одном из предприятий двух инженеров никак не могли уговорить встать на нужный путь. А они были такими… «аксакалами» производства. В итоге их просто оставили в покое. Через некоторое время инженеры увидели, что все на «нужном пути» работает, и сами пришли к руководству с желанием влиться в процесс.

Бережливое производство не надо воспринимать, как новый фантик. Это не какое-то там японское изобретение. В основе — научная организация труда, многое было придумано до нас. Есть и советский, и российский большой опыт.

 

Все по-честному

— Потребитель всегда прав?

— Даже не знаю, что ответить… Я поступаю так. Если ценности человека в противоречии с моими ценностями, я просто с ним не работаю. Есть вещи, через которые перешагивать нельзя. Если речь идет о дополнительном образовании, мы сразу обговариваем правила. Заплатил за обучение, но на занятия не ходил — документ не дадим. Нам не нужен шлейф в виде возможности обо всем договориться. Все должно быть по-честному. И да, я допускаю, что потребитель иногда может быть не прав.

У каждой компании свое лицо, своя миссия. Бизнес формирует ключевые ценности, и это единственный фильтр, который позволяет считать возможного клиента немножко неправым. Но если это уже ваш клиент, тогда, ребята, извините. Надо работать до конца и делать то, что обещали.

— А бизнес-тренер всегда прав?

— Знаете, в одном я точно не прав… В числе наших выпускников есть руководители клиник. В последние года два часто доводится слышать при неформальном общении: «Ты ведешь аморальный образ жизни. Много работаешь, мало отдыхаешь, не высыпаешься...». Конечно, важно соблюдать некий баланс, чтобы не было никаких выгораний. Но не утонуть в рутине мне помогает смена обстановки. Разные компании, коллективы, задачи, студенты наши тоже все очень разные.

Кому-то, возможно, нравится плыть в лодке туда, куда несет течение. Но лучше стараться самому формировать свое будущее, пусть это часто непросто… Мало кто будет спорить, что реальность — процесс постоянного изменения и развития. А вот вектор развития зависит только от нас.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх