
Глазами и ушами флота называют корабли-разведчики. Их работа всегда окружена плотной завесой тайны. Особое внимание зарубежных спецслужб в последнее время приковано к российскому исследовательскому океанографическому судну «Янтарь». Обозреватель «АН» попросил специалиста по радиоэлектронной разведке капитана 2-го ранга в отставке Николая БОНДАРЕНКО прокомментировать недавние сообщения западной прессы о якобы «шпионской и диверсионной деятельности» этого морского разведчика.
Дороже авианосца?
Привычная шумиха раздувается в зарубежной прессе вокруг пресловутой шпионской российской угрозы. Что же сейчас больше всего испугало секретные службы западных стран?
В ответ на этот вопрос Николай Викторович Бондаренко усмехнулся:
– Как ни странно, безобидное на вид судно под названием «Янтарь». Вот что пишет о нём газета The Washington Times: «Американские разведывательные корабли, самолёты и спутники внимательно следят за российским военным судном в Атлантике, которое прошло недалеко от базы атомных подводных ракетоносцев США и подводных транзитных путей».
По словам сотрудников министерства обороны США, ознакомленных с отчётами о российском корабле, считается, что «Янтарь» с помощью своих глубоководных роботов собирает информацию о подводных датчиках и другом оборудовании, используемом американскими атомными подводными лодками, размещёнными на базе Кингс-Бэй, штат Джорджия. «Маршруты и тренировочные зоны субмарин протянулись от береговой базы через всю Атлантику до Европы», – уточняет издание.
Один из американских морских разведчиков заявил, что русский корабль вызывает опасения, потому что он снабжён оборудованием для глубоководного наблюдения и подрыва кабеля.
«Корабль также действует в рамках российской программы подводной разведки, целью которой является обнаружение подводных коммуникационных магистралей и узлов», – говорится в публикации влиятельной американской газеты.Автор газеты утверждает, что аналитики американской разведки заподозрили, что «Янтарь» является частью более крупной стратегической операции России в отношении ракетоносцев и других целей США. Дело в том, что на базе американских подлодок в Джорджии дислоцированы шесть ракетных субмарин класса «Огайо», вооружённых БРПЛ «Трайдент‑2». Также на базе находятся другие подлодки, вооружённые крылатыми ракетами «Томагавк». Их стоимость – десятки миллиардов долларов.
– А сколько стоит специальное оборудование этого нашего «корабля-шпиона»? – спросил обозреватель «АН».
Капитан 2-го ранга поморщился, как от зубной боли:
– Западный ярлык «корабль-шпион» лично мне не нравится. Специалисты предпочитают говорить о «судах раннего оповещения, телекоммуникации и разведки с большим радиусом действия». Звучит длинновато, но зато верно.
А стоимость специального оборудования «Янтаря» точно назвать невозможно. У нас это военная тайна. На Западе эксперты утверждают, что цена такого корабля-разведчика сравнима со стоимостью атомной подводной лодки или авианосца. На мой взгляд, если в этом сравнении и есть преувеличение, то совсем небольшое.
Лондон раздувает панику
В конце ноября этого года спецслужбы Великобритании установили слежку за российским исследовательским океанографическим судном «Янтарь». К ней были также привлечены истребители, фрегат и подводная лодка королевских военно-морских сил. Чего так боятся в Лондоне?
Британские эксперты утверждают, что исследовательское судно «Янтарь» оснащено специальными глубоководными обитаемыми и автономными необитаемыми подводными аппаратами, которые могут погружаться на глубину порядка 6 тыс. метров. Кроме того, на судне есть вертолётная площадка, специальный кран для спуска и подъёма глубоководных аппаратов на борт. На корме располагается большой ангар для размещения специальной подводной техники. Всё это якобы позволяет «русскому кораблю-шпиону» заниматься не только изучением подводных течений, но и картографированием подводных кабелей связи. И даже их перерезать.
Служба внешней разведки России недавно предупреждала, что провокации на море сейчас готовятся Великобританией и Украиной. Это подтверждает и последний случай морского пиратства в Чёрном море. Когда у берегов Турции были атакованы украинскими морскими беспилотниками британского производства мирные танкеры, идущие за нашей нефтью в Новороссийск.
– Чтобы свалить вину с больной головы на здоровую, в Лондоне сейчас раздувают панику, – замечает капитан 2-го ранга Бондаренко. – Вот что на днях заявил министр обороны Великобритании Джон Хили: «Я обращаюсь к России и Кремлю. Мы не просто видим вас, мы знаем, чем вы занимаетесь. И мы предупреждаем вас, если российский корабль «Янтарь» возьмёт курс на юг Британии, он встретит нашу полную готовность. Действия этого корабля не только возмутительны, но и опасны. Он уже второй раз за текущий год заходит в британские воды. «Янтарь» находится под командованием сверхсекретного ГУГИ – Главного управлением глубоководных исследований – жестокой организации, специализирующейся на разведывательном наблюдении, саботаже и диверсиях, как правило, в условиях роста эскалации. Поэтому теперь каждый раз при приближении «Янтаря» мы подаём Кремлю сигнал о нашей постоянной готовности».
– Но ведь это полное враньё! – с возмущением говорит ветеран российской радиоэлектронной разведки. – Российский исследовательский океанографический корабль «Янтарь» действует исключительно в рамках Международного морского права.
Однако Лондон всё пытается позиционировать его даже не как «шпионский», но и как «диверсионный корабль», и заявляет об угрозе, нависшей над Великобританией. На днях министр обороны Джон Хили даже выступил в британском парламенте по данному вопросу, что как бы обозначает экстраординарность и особую значимость происходящего. Но мистер Хили зря разбушевался. Вот что ему ответили в российском посольстве в Лондоне: «Действия нашей страны не затрагивают интересы Соединённого Королевства и не направлены на подрыв его безопасности. Нам неинтересны британские подводные коммуникации».
Бредовые обвинения
– «Янтарь» – это не «Орешник», не «Посейдон», способные мигом уничтожить зловредный остров, – поясняет Бондаренко. – Это мирное судно.
Помимо научной работы он может использоваться в спасательных операциях. Ведь установленное на нём оборудование позволяет вести поиск затонувших объектов. Так, например, в 2017 году судно «Янтарь» участвовало в поиске пропавшей в Атлантическом океане аргентинской подводной лодки «Сан Хуан».
Сейчас судно занимается картографированием морского дна и океанических течений. Это, несомненно, имеет и оборонное значение, однако никакого вооружения или военного оборудования на борту «Янтаря» нет.
– Однако со страху «англичанка нагадила», но теперь себе в штаны, – грубовато замечает капитан 2‑го ранга в отставке. – Послушайте, какие бредовые обвинения они выдвигают в наш адрес.
Мол, «Янтарь» недавно был замечен у берегов Шотландии. Но ведь судно не заходило в территориальные воды Британии. Путь «Янтаря» пролегал только в нейтральных водах и в исключительной экономической зоне Соединённого Королевства (заход в которые не требует каких-либо согласований). Официально Лондон признаёт, что захода в территориальные воды не было. Что же до кабелей, то дно практически всех проливов и европейских морей буквально усеяно кабелями и трубопроводами, и движение судов происходит в непосредственной близости от них.
– Избежать прохода над ними никак невозможно любому морскому судну, – говорит Николай Викторович. – Не по воздуху же через них перелетать. «Янтарь» не был замечен в их повреждении, хотя имеет такие возможности.
Но самое бредовое обвинение против нашего научного океанографического судна выдвинули пилоты британского самолёта-шпиона «Посейдон-8». Они были посланы для «отслеживания каждого шага этого судна». На днях эти горе-лётчики заявили, что они были «мишенью лазеров», намекая на наличие на судне боевых гиперболоидов. Если и может быть какой «лазер» на научном судне, то это только лазерный сканер, который, разумеется, не может представлять для военного самолёта какой-либо угрозы.
– Главная суть претензий к «Янтарю» одна: что он делает у берегов США или Великобритании? – говорит ветеран российской радиоэлектронной разведки и отвечает: – Не ваше собачье дело.
Тут можно вспомнить, что в 2021 году многоцелевой гидрографический корабль HMS Echo (H87) ВМС Великобритании целый месяц не покидал исключительной экономической зоны России в Баренцевом море. А например, разведывательный корабль НАТО Marjata (номинально считается норвежским, но весь экипаж американский) сопровождает практически каждый выход в море кораблей российского Северного флота. Его силуэт хорошо известен каждому военному моряку, проходящему службу на Севере, и у корабля-шпиона даже есть русское прозвище – «Машка».
– Мы же не устраиваем истерик в прессе, не бросаемся голословными обвинениями и пустыми угрозами! – возмущается действиями западных политиков и спецслужб капитан 2-го ранга Бондаренко. – Почему же они мешают работе нашего исследовательского океанографического судна?
В январе этого года британские СМИ писали, что по распоряжению Хили была приготовлена команда британского спецназа, готовая взять на абордаж российское судно. Вскоре около «Янтаря» всплыла английская субмарина, якобы «напугав его экипаж и заставив его отказаться от вторжения в территориальные воды Британии». Конечно, в реальности таких планов у наших моряков, естественно, не было. Вот и сейчас всё будет, как тогда: «Янтарь» продолжит и дальше делать свою работу, идя по намеченному маршруту, а у него на хвосте останутся висеть британские шавки – корабли и самолёты-шпионы.
Справка «АН»
Головное судно проекта 22010 «Янтарь» было изготовлено на одноимённом заводе в Калининграде. Контракт на постройку был заключён с засекреченным Главным управлением глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны. Это судно уникально по своим возможностям и по некоторым параметрам превосходит зарубежные аналоги. Водоизмещение – 5,2 тыс. т, длина – 108,1 м, ширина – 17,2 метра. Оно может нести на борту необитаемые автономные телеуправляемые аппараты, два глубоководных обитаемых аппарата типа «Мир», «Русь», «Консул», которые способны работать на глубине до 6 тыс. метров. Скорость хода «Янтаря» – не менее 15 узлов, дальность плавания достигает 8 тыс. морских миль. Экипаж судна – 60 человек, на борту работает научная группа, которая выполняет специальные задачи. Автономность плавания – 60 суток.
Свежие комментарии