На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 972 подписчика

Свежие комментарии

  • Семен Демин
    Орбан прав.Премьер Орбан: Ев...
  • Хохлов Анатолий
    Браво!Премьер Орбан: Ев...
  • Леонид Руси
    Да, Орбан в Гейропе самый мудрый... в этом мире глупеньких домохозяек и педерастов, ставлннников сатаниста Байдена. Н...Премьер Орбан: Ев...

Пятилетка бюджетного импульса региональному развитию

В январе 2025 года завершилась первая пятилетка работы Правительства под руководством М.В. Мишустина. Окончание пяти лет работы совпало с началом нового управленческого цикла – в прошлом году обновлены национальные цели развития России, на рубеже 2024/2025 годов завершено обновление системы национальных проектов.

На этот период пришлись и коронакризис, и проведение СВО, и меры по восстановлению экономики, и реализация национальных проектов и инициатив Правительства. Для регионального развития этот период, наверное, останется как период масштабного бюджетного импульса для развития региональной инфраструктуры.

Нужно отметить, что в целом Правительство в кризисных условиях действовало гибко и адаптивно. В 2020 году в ходе борьбы с последствиями коронавирусной инфекции Правительством было принято более 500 мер, в 2022 году в рамках противодействия санкционному давлению было запланировано более 300 мероприятий (половина из которых оказались реализованы). Несмотря на антикризисную повестку было внедрено и несколько системных решений, которые существенно трансформировали подход к выделению ресурсов на развитие региональной инфраструктуры: помимо национальных проектов были реализованы ещё и инструменты «инфраструктурного меню», которые предоставили регионам кредитные ресурсы в дополнение к классическим межбюджетным трансфертам.

Существуют разные модели региональной политики. В 2020-2021 годах Правительство сделало явную ставку на масштабные вложения в инфраструктурное развитие российских регионов для последующего ускорения экономического роста. Составляющими политики бюджетной импульса стали:

- рост объемов межбюджетных трансфертов (за 2024 год окончательный данных пока нет, но с 2019 по 2023 год, за счет национальных проектов и инициатив Правительства, объем межбюджетных трансфертов регионам вырос на 1/3 с учетом инфляции);

- меры «Инфраструктурного меню», в том числе более 1 трлн рублей в виде инфраструктурных бюджетных кредитов, до 300 млрд рублей в форме инфраструктурных облигаций, 300 млрд рублей в рамках проектов ВЭБ.РФ и институтов развития, 190 млрд рублей в виде специальных казначейских кредитов;

- антикризисные меры по улучшению долговой ситуации в регионах, которые также перенастроили под развитие инфраструктуры: замещение коммерческого долга бюджетными кредитами в 2022 году и масштабное так называемое «списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам», которое предполагает реструктуризацию долга и вложения в инфраструктуру и достижение национальных целей до 1 трлн рублей.

Одновременно были использованы и отраслевые меры, которые также не могли не отразиться на ситуации в регионах. Запущены несколько «экспериментальных» механизмов, например, небольшой по масштабам, но важный инструмент индивидуальных программ развития регионов.

У таких решений должны быть как краткосрочные, так и долгосрочные последствия. К сожалению, не всегда удается оценить, на сколько та или иная мера повлияла на социально-экономическое развитие регионов, но все же, нельзя не констатировать, что сразу в 81 регионе уже в 2023 году в сопоставимых ценах выросли налоговые и неналоговые доходы по сравнению с 2019 годом, в 2/3 регионов еще по данным кризисного 2022 года наблюдался рост ВРП по сравнению с допандемийным 2019 годом, даже в кризисном 2022 году не произошло сокращения инвестиций в основной капитал, падения реальных доходов населения.

Пространственное развитие очень инерционно. Поэтому не стоило ждать кардинальных перемен в межрегиональной дифференциации за такой короткий срок. Но тем важнее будет оценить долгосрочные последствия от принятых за эти пять лет решений по мере выхода на полную мощность работы всех построенных инфраструктурных объектов.

Уже в 2024 году экономика России вошла в новую фазу – началось охлаждение. Темпы роста во многих секторах сокращаются. В некоторых отраслях и регионах наметились кризисные тенденции в результате долгосрочных последствий санкций. Сегодня повышенного внимания требуют угольные регионы, только к 2024 году стабилизировалась ситуация в регионах, специализирующихся на лесном комплексе. Новые санкции могут ударить по регионам цветной металлургии. Но одновременно шанс на «реновацию» получили старопромышленные территории, специализирующиеся на военно-промышленном комплексе.

Текущие приоритеты, связанные с необходимостью обеспечения социальной поддержки ветеранов и участников СВО, поддержки семей и решения демографических проблем, привели к корректировке распределения бюджетных ресурсов. Вероятно, мы находимся в фазе сокращения бюджетного импульса развитию инфраструктуры в регионах. В этой ситуации важно, чтобы охлаждение не превратилось в «ледниковый период» и Правительство и дальше гибко и адаптивно перенастраивало меры поддержки экономики и регионов, в том числе и под задачи обеспечения экономического роста и долгосрочного развития, основанного на технологическом суверенитете.

 

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх