На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 970 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Гусева
    Что он вообще может подписывать?!))NV: США не устрои...
  • Eduard
    Германия может оттуда убраться!Бербок заявила, ч...
  • Eduard
    Каждая шавка учить будит!Бербок заявила, ч...

Гиперзвук из прошлого

Совершенно удивительная и невозможная история, как и кто сохранил великие и фантастически сложные разработки советского засекреченного КБ для современной России. Это были долгие годы исследований, испытаний, потом и годы работы на практически голом энтузиазме в 1990-х. И всё это позволило спустя три десятилетия громко заявить миру о лидерстве нашей страны в гиперзвуковом оружии и приступить к испытаниям крылатой ракеты с ядерной силовой установкой «Буревестник» неограниченного радиуса действия.

«Аргументы недели» постараются без излишних технических подробностей рассказать, на каком фундаменте построено превосходство нашей страны в некоторой части тех самых изделий, про которые федеральные телеканалы крутят ролики с титром «#Этовамнемультики!»

Дрейф на станкостроительный завод

Вспомним: 19 сентября 2020 года, после награждения орденом Святого апостола Андрея Первозванного с мечами Герой Социалистического Труда СССР и Герой Труда России, автор гиперзвукового боевого блока «Авангард», конструктор ракетной и космической техники Герберт Ефремов общался в прямом эфире с президентом Путиным. А потом и с журналистами. Тогда представителей СМИ очень интересовала животрепещущая тема – Трамп, это был его первый срок в Белом доме, заявил, что все «технологии гиперзвука» русские украли у американцев. И Герберт Ефремов внёс ясность: Трамп сказал, что русским сдал эти «секреты» Обама. Только Барак Обама – президент США с 2009 года. Наши эксперименты по этим делам начинались в советское время, когда Обама был подростком. Он ещё в школу ходил, а мы уже экспериментировали с гиперзвуком.

Однажды в редакцию пришёл достаточно немолодой человек с острым взглядом и сумкой, раздувшейся от документов, вырезок из газет и журналов. И сразу предупредил: «Всё, что я покажу и расскажу, никаких гостайн не выдаёт, всё есть в открытом доступе, проверяйте. Спрашиваете, почему я пришёл в редакцию «Аргументов недели»? Я один из немногих, кто имел отношение к работам над гиперзвуковыми и ядерными двигателями. В технические подробности не лез, но как директор предприятия знал много», – представился Юрий Дмитриевич Беляков, крепкий седой мужчина. И продолжил:

– Сегодня, когда полетели гиперзвуковые ракеты, в прессе идёт вал сообщений о «Цирконах» и «Буревестниках» с ядерными силовыми установками, о конструкторах ОКБ «Пламя» как будто забыли.

«Буревестник» - это тот самый, над которым сначала издевались скептики, называли «мультиком», не существующим в реальности образцом, который придумали пропагандисты, чтобы пугануть западных политиков и обывателей? А потом злобно нарекли «летающим Чернобылем»?

– Именно так. Летают сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», в экспортном исполнении это «Яхонт», совместный российско-индийский «Брамос». Основатель ОКБ Михаил Макарович Бондарюк и его правая рука Игорь Борисович Леванов ещё в 1968 году приступили к стендовым испытаниям ядерного реактивного двигателя! Выгнали тогда со стенда всех инженеров и техников, остались вдвоём, и сами в итоге получили практически смертельную дозу радиации. Михаил Бондарюк скончался в 1969-м, а богатырь Игорь Леванов поправился, возглавил ОКБ и обеспечил стране технологии для XXI века.

А свою причастность к великим делам как характеризуете?

– Дал ОКБ «Пламя» возможность продуктивно работать с 1994 по 1998 год. В принципе всю историю коллектив гоняли из одной организации в другую, передавали из одного министерства в другое. Это сейчас их достижения раскрылись для общественности, а во времена СССР о них знали только специалисты, те, кому положено. Главное, благодаря президенту России Владимиру Путину технологии не потеряны, не канули в Лету, а блестяще реализованы в конкретных изделиях. Именно сейчас, скорость крылатых (и не только) ракет стала два Маха и больше. «Кинжал», «Искандер» летят к целям на скорости 10–12 Махов!

Юрий Беляков в 1994-м был генеральным директором и по совместительству основным владельцем завода «Станкоконструкция». Он оказался нестандартным капиталистом – патриот, одним словом. Встретился с главным конструктором Игорем Борисовичем Левановым. Оказалось, что в тот момент шли работы над двигателем противокорабельной крылатой ракеты «Оникс» для Военно-морского флота, но уже полгода конструкторы и специалисты вкалывали на голом энтузиазме.

Конструкторы объяснили, что это принципиально новая ракета, в ней заложены уникальные технические решения. Известно, что крылатая ракета состоит из стартового и маршевого двигателей. Раньше поступали просто – стартовые пороховые ускорители располагались по бокам основного корпуса ракеты, что, естественно, сказывалось на габаритах изделия. И наши светлые головы сумели стартовый двигатель поместить внутри ракеты, он вписался в диаметр всего 60 сантиметров. То есть появилась возможность разместить компактные пусковые установки шахтного типа на боевых кораблях (что сейчас и сделано), в морских контейнерах и на берегу, в стационарных или на мобильных пусковых установках.

Руководители ОКБ «Пламя» не стали темнить и рассказали Белякову, что их однозначно поддерживает и заявляет о необходимости продолжения работ над прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД) для сверхзвуковых и гиперзвуковых ракет командование Северного флота – там понимали, что со старыми ракетами в XXI веке флот имеет все шансы остаться безоружным. Стратегические ракеты с термоядерной боевой частью – это оружие Судного дня, а любой конфликт без применения спецбоеприпасов требует соответствующего вооружения. Что сейчас и показали операция в Сирии и СВО на Украине. К тому же высокоточная гиперзвуковая ракета способна отправить на дно практически любой крупный корабль противника, даже если вместо снаряжённой обычным взрывчатым веществом боеголовки будет установлена болванка соответствующей массы – за счёт чудовищной кинетической энергии.

Беляков тогда прямо спросил руководителей «Пламени»: «Ребята, а что вам надо?» Ответ был типичный для 1990-х: «Помогите финансами. У старой когорты конструкторов есть какие-никакие накопления, жильё, пенсии. А молодёжь, техники, чертёжники буквально голодают. Надо погасить задолженность по зарплате, для продолжения работы требуются помещение, сотня кульманов, канцтовары, бумага. И место, куда можно перевезти и разместить стенды, лаборатории». В итоге договорились и ударили по рукам. «Я поначалу даже выдавал талоны на еду. Но никто не продался, ни один сотрудник не оказался предателем», – говорит Юрий Дмитриевич.

Образовали ЗАО «Пламя» – закрытое акционерное общество, решили финансовые вопросы. И тут на дыбы встало Министерство обороны: «Как можно заниматься военной тематикой на гражданском станкостроительном предприятии!» На сторону КБ и завода встала знаменитая «челомеевская» фирма. У генерального директора и генерального конструктора Герберта Ефремова уже был на руках контракт с Индией на создание крылатой ракеты «Брамос» (тот же «Оникс», только в российско-индийском исполнении). А как быть, если КБ разработчиков двигателей для его ракет разбежится? Тогда будет сорвана программа не только по экспортному контракту, но и по целому ряду изделий для Вооружённых сил России. В итоге авторитет создателей полного спектра ракетной и космической техники перевесил, станкостроителей лишь обязали организовать на заводе спецотдел, установили секретность. Ракета «Брамос» состоялась и стала индийским хитом всех мировых оружейных салонов!

Американские друзья подгадили?

«Пламя» с 1978 года было одним из подразделений «Центра Келдыша». Но в 1994 году руководство института ОКБ «Пламя» ликвидировало – времена были аховые. В «Пламени» тогда работало около шестисот человек – большой по любым меркам коллектив конструкторов и инженеров высочайшего уровня. Единственное в стране ОКБ, которое изначально специализировалось на сверхзвуковых и гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателях, оказалось в прямом смысле на улице.

Есть твёрдые основания полагать, что ликвидация ОКБ «Пламя» напрямую связана с заказом американской военно-промышленной корпорации «Нортроп Грумман».

ОНИ предложили многомиллионный контракт на разработку ракеты-мишени для тренировок своих ПВО. В ОКБ «Пламя» контракт исполнили, взяв за основу старую им известную зенитную ракету 3М8 комплекса ПВО «Круг», который был создан ещё в 1963 году. Но американские «друзья» упёрлись – хотим ракету-мишень с новейшим прямоточным воздушно-реактивным двигателем от ОКБ «Пламя». На руководителей «Пламени» стали неслабо давить со всех сторон – дескать, это партнёры, с развалом СССР нам с американцами делить нечего. Проще говоря, причастные почуяли запах свежеотпечатанных долларов. Но главный конструктор Игорь Леванов, огромный двухметровый человечище, и его соратники оказались куда большими патриотами страны, нежели облечённые властью функционеры, и наотрез отказались сливать секретную и перспективную разработку. А сколько ноу-хау в те годы таким образом утекло за океан...

Позже, уже во время базирования ОКБ на заводе «Станкоконструкция» у Юрия Белякова, ЦРУ США подкатывало с подобными предложениями под видом южнокорейских разработчиков ракетной техники и даже представителей Бангладеш:

– Где гиперзвуковые технологии, а где Бангладеш?! А вот Ираку при Саддаме Хусейне сделать ракету-мишень не дали – американские партнёры не поймут, она может без всяких снаряжённых боеголовок авианосец насквозь прошить. Вспомните недавнюю сенсацию – феерическую демонстрацию новейшей системы «Орешник» в боевых условиях.

Надо отметить, отставание США от России по гиперзвуковой тематике сформировалось давно – американцы в какой-то момент оказались не готовы вкладывать многие миллиарды долларов в циклопические аэродинамические трубы и стенды для отработки гиперзвуковых устройств, в первую очередь двигателей. А нас ещё в советское время выручила смекалка конструкторов – они «выбили» у военных списанные зенитные ракеты, подлежащие утилизации, установили вместо боеголовок опытные образцы двигателей и контрольную аппаратуру. Дальше дело техники – после многочисленных пусков на полигоне Капустин Яр получили искомый результат и работоспособные гиперзвуковые двигатели. Так российские учёные и конструкторы решили сложнейшую задачу.

«Оникс» и контейнер

Говорят, в обычный морской 40-футовый контейнер входят три ракеты «Оникс». Корреспондент «АН» видел такие контейнеры, оборудованные под ракеты, на выставке у одного из «почтовых ящиков» Подмосковья. Идеальное ударное вооружение для страны, не имеющей достаточного количества боевых кораблей в строю, – так практически любое торговое судно может стать носителем ударных противокорабельных ракет. Тут уместно вспомнить, как пример, другие, почти идеально замаскированные «носители» стратегических ракет – боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) «Скальпель», они катались по железнодорожной сети страны с 1987 года до начала 1990-х, наводя ужас на американцев – спутники не могли их отличить от обычных ж/д составов.

Именно «Ониксы» являются ударной силой не только кораблей, но и берегового ракетного комплекса (БРК) «Бастион». А сегодня к «Ониксам» присоединяются гиперзвуковые неотразимые «Цирконы».

Ракетчики и пекари

Отметим, специалисты «Пламени» пришли на «Станкоконструкцию» не только с двигателями для ракет, но и с планами хорошо зарабатывать на выпуске гражданской продукции. Когда оборонку озадачили конверсией, опытные конструкторы-теплотехники стали заниматься большими туннельными роторными хлебопекарными печами. В советское время их для нашей страны по линии СЭВ делали в ГДР и Чехословакии.

Печь у конструкторов ракетных двигателей получилась более высокопроизводительная, 2, 5 тонны в час, при этом расход газа получился на 25% меньше, чем у импортных аналогов. Также существовала договорённость с объединением «Мосхлеб», куда входили все хлебозаводы столицы, о реконструкции и замене печей. Тогда успели построить и запустить в эксплуатацию шесть – мэр Москвы Юрий Лужков пошёл на приватизацию «Мосхлеба», а новые владельцы хлебозаводов вкладываться в модернизацию производств не спешили.

Китайское везение?

Образцы двигателей, конструкторскую и технологическую документацию для страны сохранили и передали профильным организациям. Но при смене собственников «Станкоинструмент» перепрофилировали. А оборудование завода, в том числе гигантские крупповские станки, на которых в советское время вытачивали валы и даже винты для подводных лодок, продали в виде металлолома китайской компании. И так случилось, подозревает Беляков, что вместе со станками в этом бардаке к ним в руки «совершенно случайно» попал один образец гиперзвукового двигателя. Можно предположить, что китайский ВПК за сегодняшний рывок в гиперзвуковых технологиях очень благодарен «сборщикам металлолома».

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх