Распространено мнение, что первичным «коренным» языческим культом на Руси был жестокий культ Перуна – вследствие этого часть историков объявили русов изначально жестоким народом. На самом деле Перуну поклонялась лишь часть русской знати, которая и препятствовала введению на Руси христианства.
Приступая к обсуждению истории славянских верований, сначала нужно рассказать, каким образом у первичных человеческих сообществ – малых племен, образующихся для совместного хозяйствования – могли появиться религиозные представления об окружающем мире.
Признание существования высших сил – довольно серьёзное заключение, которое могло сформироваться только постепенно, исходя из «общего мнения» племени о явлениях, угрожающих им (молния, потоп, землетрясение) или помогающих им (Солнце, дары леса, рыбная река). Это касалось лишь природных стихий, неподвластных человеку, поэтому молитвы высшим силам (молиться – т.е. умолять) являются естественной формой общения с неведомыми властителями таких стихий.
Исходя из принципа простоты и естественности – единственно возможного принципа развития первичных человеческих сообществ, «высшие силы», напрямую влияющие на выживание людей, были постепенно персонифицированы и разделены на три группы: «домашние», с которыми легко договориться; внешние, «средней силы», у которых возможно вымолить милость; и беспощадные высшие силы, которых нельзя ни о чём просить, а нужно лишь почитать.
Наиболее пугающей из этих высших сил была сущность, управляющая нисходящими с небес страшными молниями, несущими разрушительный огонь и смерть. Эта небесная сущность, заявляющая о себе также громом, бурей, дождём и другими небесными явлениями, неизбежно воспринималась членами человеческих сообществ как главная высшая сила – всемогущий Верховный Бог. «Средние» высшие силы – не всемогущие, но тоже опасные и пугающие, считались свитой Верховного Бога. Что же касается «домашних» высших сил, то в силу их близости и, чаще всего, дружественности, люди постепенно стали воспринимать их как соседей или даже как членов семьи.
Первоначально, пантеон богов у древних племён являлся лишь определением иерархии природных угроз. Но со временем, привыкнув «правильно» обходиться с этими угрозами – то есть, попросту говоря, освоив «технику бытовой безопасности» в широком смысле, люди пришли к выводу, что все боги, даже Верховный Бог, могут быть милостивы, что они лишь ждут от людей правильного поведения – почитания богов (высших правил) и соблюдения правил взаимоотношений в сообществе.
С этого условного момента и начинается продвижение людей к истинному осознанию управляющих жизнью божественных законов, воплощением которых является Единый Бог.
С учётом данных механизмов естественного возникновения религии и нужно анализировать исторические сведения о верованиях, которые были свойственны народам в разные эпохи.
Предки руссов – скифы – до начала 1 тысячелетия имели языческий пантеон богов, затем большинство скифов приняли христианскую веру. Причём случилось это намного раньше, чем у большинства народов Европы (см. следующие статьи в АН, раздел «История удивляет»).
Рассказывая о раннем пантеоне скифских богов, Геродот писал, что они были аналогами античных богов, но с иными именами:
«Из богов скифы почитают следующих: особенное почтение воздают богине Весте, после неё Иовишу и Земле, в том мнении, что Земля есть жена Юпитеру; потом чтят Аполлона, небесную Венеру, Геркулеса и Марса; сим поистине во всей Скифии честь воздают. Почитают Нептуна. Веста по-скифски Табити называется, Юпитер – Папеус, Землю называют Апия, Аполлона – Остерум, Венеру небесную – Артампаса, Нептуна – Фамимасад. Они рассуждают, что непристойно Божий образ, алтарь или храм делать, за исключением только Марса, которому в честь они все это делают».
Считается, что античный пантеон богов появился у древних эллинов после возникновения первых ахейских государств во втором тысячелетии до н.э («ахейцы» – переселившиеся в Грецию скифы – см. статьи в АН). До этого религиозные верования эллинов представляли собой примитивную языческую форму в виде почитания земли как живого и всемогущего существа, а природными врагами людей считались разнообразные демоны. В ахейский же период эллины стали поклоняться уже не бездушным силам природы, а олицетворениям высших сил – богам. Так возник известный ныне античный пантеон богов.
Часть скифов, действительно, могли затем перенять западноевропейский религиозный культ, так как торговые связи между Скифией и западной Европой были всегда активны. Однако существует большое количество исторических свидетельств, согласно которым у древних скифов, а затем и у русов был другой языческий пантеон.
Лев Диакон писал, что «скифы научились языческому богослужению от своих философов Анахарсиса и Амолксиса».
КУЛЬТ ПЕРУНА, НАПОМИНАВШИЙ АНТИЧНЫЙ КУЛЬТ, ТОЖЕ НЕ ЯВЛЯЛСЯ ТРАДИЦИОННЫМ ДЛЯ СКИФОВ И РУСОВ. В «Повести временных лет» (12 век) говорится о божествах Перунова культа как о «варяжских». В.Н. Татищев (18 век) писал, что на самом деле культ Перуна «каким-то образом» был заимствован русами с запада.
Неудивительно поэтому, что Перунов культ был связан вовсе не с традицией благородства и жертвенности, соответствующей жизненным представлениям скифов и русов, а с западноевропейской традицией возвеличивания идеи накопления богатств.
Существуют древние европейские легенды, согласно которым бог Перун управлял грозовыми духами – великанами и гномами. Острыми палицами эти духи рыли облачные горы и извлекали оттуда небесные сокровища; молотами они били по скалам и камням-тучам как по наковальням и изготавливали для Перуна золотые и серебряные украшения. Свои молнии Перун использовал как бичи для принуждения грозовых духов к работе.
Именно этого культа придерживалась та часть русской знати, которая препятствовала князю Владимиру Святому распространять на Руси христианство. И речь тогда шла не о смене традиционных верований всего народа, а о необходимости отказа русской знати от культа индивидуализма и богатства ради христианской идеи добра и сочувствия к ближнему.
Лишь для того, чтобы прилечь на свою сторону простой народ, жрецы Перунова культа внесли в него некоторые традиционные русские обряды. Но из него так и не было убрано требование человеческих жертвоприношений, не соответствовавшее традициям народа – наследника скифов, у которых подобных обычаев не было.
Так какой же языческий культ был для русов традиционным? Об этом будет рассказано в следующей статье АН, в разделе «История удивляет».
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:
и на Яндекс Маркет:
Свежие комментарии