На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 863 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Андросов
    Погаснет солнце, солнцепёк подключим. Польша и Франция- петушиный союз! Уже был такой кружок любителей получать люлей.Макрон: если Росс...
  • Сергей Андросов
    Сала нэма!!!WSJ: кредиторы Ук...
  • Eduard
    Ага,Солнце "погаснет" если Украина проиграет!Макрон: если Росс...

Кто защитит человека в белом халате?

Очень знакомое, хоть наивное, но распространённое в обществе мнение: врачей, дескать, все невзгоды обходят стороной.

Ну не может человек, спасающий жизни других, в обычной своей личной жизни хоть в чём-то быть ущемлённым, неудовлетворённым или просто грустным. Ведь врач – профессия почти мистическая, в ней есть что-то от сказки, волшебства и умения делать в прямом смысле чудеса, неподвластные людям иных профессий.

Так ли это на самом деле, рассуждает сегодня наш гость, известный кардиолог, д.м.н., профессор, академик РАН Юрий БУЗИАШВИЛИ. Ему слово.

- Юрий Иосифович, верно ли то, что врачи, даже самые титулованные, абсолютно беззащитны перед своими пациентами? Есть ли у врачей профессиональный иммунитет от расхожего бытового правила – «Клиент всегда прав»?

– Такого иммунитета у моих коллег нет. Мне кажется, его уже вообще ни у кого нет. Думаю, сегодня не столько врач беззащитен перед обществом, за которое он в силу и в масштабах своей профессии ответственен, сколько само общество добилось того, что медицина сегодня переведена в сферу услуг и потребления, а потому стала зависима от капризов этого общества.

С великим сожалением признаю, что отечественная медицина теряет и свою духовность, снижается её образовательный ценз и т.д. Говорю это предметно: я часто встречаюсь со студентами-медиками, более того, будущими кардиологами и кардиохирургами, а кардиология всегда образно считалась «литературой медицины», так вот многие из них не могут ответить на вопрос «кто такой Ленин?»... Ну что это, как не искусственная ниша в общечеловеческом самообразовании?

Может, поэтому в обществе так лихорадочно растёт число всяких лжецелителей, которым верят. Возможно, поэтому массово тиражируется зарубежный лечебный туризм, в котором сгорают миллиарды долларов, а они могли бы работать здесь, в России, но...

В итоге в медицинском сообществе сформировался не самый удачный образ так называемого русского пациента, который априори считается самым тяжёлым во всём мире. Причём не по степени заболевания, но по степени апломба, непредсказуемости поведения и необъятности капризов. Этот ранжир одинаково «успешно» уравнял под собой как людей богатых, так и представителей весьма умеренного экономического класса в России. Ведь наши хотят совместить несовместимое: душевность такого привычного образа ещё советского врача с прекрасно организованной и оснащённой «машиной» зарубежной медицины.

– А в чём причины такого явления?

– На мой взгляд, причин здесь много, и в рамках нашей беседы нет смысла их подробно рассматривать. Если коротко, то скажу, что не хватает многого: общей культуры, самообразования, взаимного уважения и т.д. Не самую лучшую лепту в этот список вносит и повальное малопонятное реформирование всего и вся в масштабах страны. В медицине оно уже, по-моему, перешло границы разумного. Почему-то считается, что проверять, учить, ругать врача сегодня дозволительно кому угодно. Равно как и решать, что он должен делать, как лечить, сколько денег ему стоит выделить на закупку техники, медикаментов, зарплату, в конце концов. Ну разве не дикость, что сегодня, в XXI веке, многие доктора наук, например в кардиологии, получают 27–29 тысяч рублей?

Сравнивая сегодня элиту нынешнюю и прошлую, советскую, а врач – это элита любого общества, замечу, что в Советском Союзе медики не были так унижены и обездолены, как сегодня.

Но если у общества не будет элиты или она будет подталкиваться к маргинальному уровню, то общество обречено стать варварским и жить по законам толпы. В том числе и во взаимоотношениях «врач-пациент». Эти отношения характеризуются как принцип «переливающихся сосудов»...

– Из ваших слов я понял, что этот процесс уже «успешно»работает в нашем обществе. Насколько же сильно он запущен во всех своих смыслах?

– Сегодня сложно определить его истоки с точностью до конкретного момента. Да и ни к чему. Надо понимать, что врач лечит, а не обслуживает своих пациентов.

Я просто хочу, чтобы слово врача воспринималось пациентом как вера в лучшее. Чтобы врач лишь лечил и исцелял, а не тратил большую часть времени, например, на составление всяких бумажных отчётов, справок, объяснений. Врачевание – это не урок чистописания, ведь расхожий анекдот о том, что пациенты – это люди, главным образом мешающие врачам писать отчёты, родился не на пустом месте!

А сегодня, например, стало возможным, если даже не модным, оскорбить врача, унизить его. И не всегда это происходит неосознанно, от недостатка воспитания, например. Многие делают это сознательно, осознавая свою безнаказанность. Думаю, что этот «свисток выхода пара» не принесёт ожидаемого результата. Оскорбляя врача, общество и закон, не ограничивающий такое право, человек оскорбляет себя и своё будущее....

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх