Не иначе как знаком свыше можно назвать факт, что Игорь Кобзев, действующий губернатор Приангарья переизбрался на свой пост точь-в-точь с таким же результатом, как и пятью годами ранее. К тому же стал первым за последние 20 лет губернатором, кто не сгинул в пучине перемен еще до переизбрания. Значит, приняла сибирская земля уроженца Воронежа?
Очередной срок наверняка покажет. В какой-то мере победителями в губернаторской гонке стали кандидаты от СРЗП и ЛДПР, аж в два раза улучшившие свои результаты. Неутешительными итоги можно назвать разве что только для кандидата от КПРФ Сергея Левченко, замахивавшегося «на что-то большее», чем получил он по итогу. Но и в этом случае можем только предполагать, а не утверждать.
Победили и ладно
Практически каждые крупные выборы Иркутская область (и Иркутск в частности) привыкла обращать на себя внимание — то протестной низкой явкой, то противоречащим прогнозу результатом. Избирательный сезон в 2025 году оказался на удивление спокойным и сюрпризов не преподнес. Главная кампания, губернаторская, завершилась ровно так, как и ожидалось наблюдателями — переизбранием действующего главы региона Игоря Кобзева.
Он набрал столько же голосов, что и пять лет назад — 60,79%, став единственным в России губернатором, повторившим свой результат с точностью до «сотых». Да, возможно, в штабе Игоря Кобзева, как и он сам, рассчитывали немного улучшить показатели, но получилось так, как получилось. Во многом на это повлияла одна из самых низких явок среди всех регионов, где проводились губернаторские выборы. Только 33,08% жителей региона дошли до избирательных участков — вот он, непростой сибирский характер.
Во всяком случае, результат, который получился, удовлетворил сторонников губернатора еще до официального подведения итогов. К примеру, в ночь подсчета голосов председатель заксобрания Иркутской области Александр Ведерников, комментируя в прямом эфире итоги кампании, заявил, что «не стыдно перед страной, потому что удалось не скатиться во второй тур».
Недовольство «после драки»
Официальные итоги для других участников губернаторской кампании выглядят следующим образом. Начнем с тех, кто занял третье и четвертое места, но по факту остался в выигрыше. Депутат заксобрания Приангарья Лариса Егорова, выдвигавшаяся от «Справедливой России — За правду», набрала 8,08%, за нее проголосовали 48 тысяч 774 избирателя. Для Егоровой, которая в третий раз участвует в губернаторских выборах — это самый высокий показатель. В 2020 году она набрала лишь 4,13%. Наблюдатели полагают, на волне такого успеха депутат может попробовать свои силы на выборах депутатов Госдумы в следующем году. Четвертое место занял Виктор Галицков от ЛДПР с результатом 5,82%. Его поддержали 35 тысяч 131 человек. Для сравнения, на прошлых выборах кандидат от ЛДПР набрал только 2,60%.
Что же касается основного конкурента действующего губернатора, депутата Госдумы, первого секретаря обкома КПРФ, экс-главы Приангарья Сергея Левченко, то он набрал немало — 22,65%, за него голоса отдали 136 тысяч 760 человек. Однако это вряд ли тот результат, на который надеялся сам кандидат и его сторонники. За месяц до дня голосования Иркутскую область регулярно посещала мощная группа поддержки Левченко из числа представителей фракции КПРФ в Госдуме. Каждый из них, разумеется, не только нахваливал однопартийца, но и недвусмысленно выражал надежду, как минимум, на второй тур голосования.
К примеру, депутат Государственной думы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов на пресс-конференции в Иркутске поделился мнением, что по результатам выборов губернатора Иркутской области можно ожидать «большое федеральное удивление». На той же пресс-конференции сам Левченко настаивал — «мой рейтинг выше», отвечая на вопрос, удастся ли преодолеть планку в 25,50%, которой на губернаторских выборах в 2020 году достиг кандидат от КПРФ Михаил Щапов.
Получившимся цифрам наверняка есть объяснение. Наблюдатели, с которыми пообщались «Аргументы недели», оказались единодушны во мнении, что на этих выборах интриги было меньше, чем в 2020 году, и уж тем более близко не вырисовывался сценарий 2015 года, когда Левченко во втором туре выиграл у действующего губернатора Сергея Ерощенко. Единственным риском могло стать развитие событий, при котором Игорь Кобзев мог бы потерять несколько процентов своего рейтинга в пользу кандидата от КПРФ. На подобное, к слову, намекали в окружении Левченко. Но и этого не произошло. Более того, злые языки и вовсе считают, что относительно высокие результаты Егоровой и Галицкого получились за счет того, что они «увели» часть протестной аудитории от экс-губернатора.
Сам Сергей Левченко поблагодарил сторонников после выборов, назвав их «настоящими патриотами и золотым фондом нашего региона». При этом счел нужным добавить тревожных красок: «Наступают тяжелые времена, сейчас нельзя останавливаться. Я с вами, а вы со мной. Наша победа впереди».
Сторонники кандидата оказались более едкими в выражениях. Вот, что написал один из них в своем Telegram-канале: «Победа Кобзева на выборах главы Приангарья, показала, что избиратели превратились в сообщество иждивенцев. Посмотрите на претензии к Левченко: баннеров нет, к нам не приехал, не там агитацию проводил, нас не заинтересовал, на митинг против дифтарифов не пришел и т.д. Чтобы не ныть и снять большую часть вопросов, нужно потратить максимум полчаса, чтобы найти телеграм-канал Сергея Левченко, посмотреть его анализ ситуации в регионе на цифрах и ознакомиться с программой действий. Не нужно ждать, что баннеры появятся везде, по телевидению вдруг заговорят про Левченко, и он придет в каждый дом, а вас с дивана привезет прямо на избирательный участок для голосования. Это область вашего сознательного действия. Пора понять, что политика (изменение нашей жизни) — это дело каждого. Именно дело, а не наблюдение со стороны и критика. Для настоящих патриотов Иркутской области, которые проголосовали за Сергея Левченко, работа по освобождению региона от Кобзева и его команды не закончена. Надо приближать время, когда власти не будет дела до иждивенцев».
Ядовито, что скажешь. Но сторонникам кандидата ничего не мешало доносить эти мысли до людей до дня голосования, а не после.
Интеллигентная кампания
О спокойном характере выборов свидетельствует хотя бы то, что за все три дня голосования не было зафиксировано серьезных жалоб и вопиющих нарушений. Все как-то по мелочи. К примеру, в одном случае разбирались с собакой, зашедшей на избирательный участок и укусившей наблюдателя, в другом — с членами участковой комиссии, которые раньше срока (и раньше наблюдателей) вышли на свои рабочие места.
Вот как характеризует прошедшее политолог Евгений Минченко: «Очень спокойная кампания, в том числе по уровню критики в адрес кандидатов в адрес друг друга. Важно, что был допущен Сергей Левченко. Существовали оценки и разговоры, что будет накал, острая борьба, но ничего серьезного не произошло».
Политтехнолог Николай Юханов также констатирует: «Иркутская область отходит от конфронтационной политической культуры. Эта компания была крайне интеллигентной, хотя технологически весьма стройной и интересной. Ну важна и уверенная победа Игоря Кобзева можно было пойти по пути выбывания неудобных кандидатов, и победа была бы за 80%, но нужно ли это было кандидату Кобзеву?»
Местные наблюдатели, доносящие свои тезисы через региональные Telegram-каналы также единодушны в оценках.
«Игорь Кобзев подтвердил статус самого влиятельного и узнаваемого политика в Иркутской области. Более 60% избирателей поддерживают курс губернатора. Все политические элиты продемонстрировали свою сплоченность. Особенно слаженно отработал пул «Единой России» — мэры и муниципальные депутаты. Даже в Иркутском округе, несмотря на бурную муниципальную кампанию и усиление протестных настроений, это не конвертировалось в протестное голосование на выборах губернатора. С высокой долей вероятности, если «ЕР» не изменит предвыборные традиции, Кобзев возглавит партийный список на выборах в Госдуму в 2026 году».
«Электоральная сенсация — третье место на выборах губернатора эсерки Ларисы Егоровой. За пару недель до дня голосования иркутские политканалы прогнозировали, что Егорова обойдет оппонента из ЛДПР Виктора Галицкова и выйдет на третье место, и этот прогноз полностью оправдался. Не исключено, что такое успешное выступление Егоровой, как и относительно высокий результат Левченко, стало возможным из-за отсутствия кандидата от «Новых людей». Эта партия в последние три года серьезно оттягивает голоса у КПРФ, ЛДПР и СРЗП. Но, как бы то ни было, Егорова при минимальных бюджетах на кампанию показала хороший результат, закрепив статус ресурсного и узнаваемого политика. Это дает повод говорить, что Егорова во главе списка СРЗП имеет все шансы побороться за мандат депутата Госдумы».
«По итогам избирательной кампании можно сказать одно — в Иркутской области были конкурентные выборы. В отличие от Приангарья, в других регионах страны были стерилизованные бюллетени и референдумы о доверии. Так, в Свердловской области «снялся» с выборов главный оппонент действующего главы региона Станислав Наумов от ЛДПР, в Коми не допустили кандидата от КПРФ Олега Михайлова, а в Костромской области жестко администрировалась даже кампания в Заксобрание. Снесли список «Партии социальной защиты», которая в регионе была достаточно сильна. Везде, где местные элиты могли сделать ставку на альтернативного кандидата, этого кандидата с выборов снимали. Игорь Кобзев — единственный губернатор, кто не дал команду зачистить основного оппонента. Тем самым он проявил уважение к Иркутской области и ее демократическим традициям. В ходе кампании всем кандидатам дали возможность высказаться. Левченко, Егорова и Галицков выпускали свои агитматериалы, встречались с избирателями и выступали на дебатах. Депутаты Госдумы приезжали поддержать кандидата от КПРФ. К тому же Левченко суммарно выпустил газет больше, чем Игорь Кобзев, и до самого конца рассчитывал на второй тур. Несмотря на то, что кампания получилась конкурентной, прошла она практически без «чернухи». И власть, и оппозиция удержались от оскорблений, обвинений и «технологий последнего дня». На сегодняшний момент раскола в Иркутской области нет, все признают честность итогового результата. И в этом уже заслуга Кобзева и Левченко».
Следующий выборный сезон стартует не раньше, чем через полгода. По весне оживут кандидаты в депутаты Госдумы, действующие народные избранники представят цветистые отчеты, рассчитывающие попасть на их места, скорее всего, займутся критикой. А у избирателей пока есть время отдохнуть от всей этой громкой суеты.
Свежие комментарии