На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

99 019 подписчиков

Свежие комментарии

  • Станислава
    О вылез мастурбек, чурка.Картаполов: при о...
  • Станислава
    Поистине Дурдума, сидят одни дебилы.Россиян нужно «об...
  • Елена Луконина
    Да в Думе таких мразей как эта через одного если не каждый. Когда народ избавится от этой Думы.Россиян нужно «об...

Полуоткрытые двери Российской Арктики

Скоро состоится очередной, уже XIV по счёту, Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». В Санкт-Петербург приедут тысячи гостей, большинство из которых видели Арктику только на слайдах презентаций. Будут вновь, как и год, два или три назад, говорить о важности нашей Арктики как углеводородной кладовой XXI века.

Строить планы на миллионы тонн перевезённых грузов по Северному морскому пути. Мечтать о строительстве новых ледоколов и газовозов усиленного ледового класса. Убеждать себя и других, что арктическая наука развивается семимильными шагами: «Посмотрите, мол, на не имеющую аналогов ледостойкую дрейфующую платформу, которая сейчас работает в экспедиции «Северный полюс – 42». И это будут правильные и нужные слова.
Но за победной риторикой можно не заметить важных проблем, которые могут обнулить многотриллионные вложения из бюджета на развитие Арктического региона. В некоторых из них разбирались «Аргументы недели».

Ручеёк СМП

Самые известные, самые знаковые арктические «фишки» – это гигантские залежи углеводородов и Северный морской путь, который в последнее время из-за обстреливающих в Красном море суда хуситов стал не просто самым коротким маршрутом из Азии в Европу, но и самым безопасным. Эксперты ожидали взрывного роста грузопотока по СМП, но этого не произошло.

Сухие цифры официальных отчётов говорят, наоборот, о стагнации на достигнутых результатах. Открываем официальную статистику грузоперевозок по СМП. 2017 год: 10 млн тонн. 2018-й – 20 миллионов. 2019‑й – 31, 5 млн тонн. 2020-й – 32, 9.

2021-й – 34, 8. 2022 г. – 34, 1 млн тонн. 2023‑й – 36, 24 млн тонн. Текущий, 2024‑й, – ориентировочно около 36 млн тонн. Хотя ещё в марте в правительстве пророчили порядка 40 миллионов.

При этом есть Указ президента Владимира Путина об увеличении грузооборота по Северному морскому пути к 2024 г. до 80 млн тонн в год. Говорят, что эти нереальные цифры подготовлены на основе данных Минтранса. В те годы министром работал Евгений Дитрих. Интересно, спросит ли у него сейчас кто-нибудь: «Откуда такой оптимизм, товарищ?!»

Вероятно, была надежда на экспорт нефти с «Восток Ойла» и СПГ с «Новатэка». Именно сжиженный природный газ частной компании занимает, согласно отчёту «Северный морской путь. Итоги 2020 года» от Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, 59% от грузооборота, нефть – 24, генеральные грузы – 11%. И далее по несколько процентов у газоконденсата, нефтепродуктов и угля.

В 2022 г. правительство России утвердило План развития Севморпути. Он предусматривал транспортировку аж 224, 96 млн тонн уже в 2031 г., из которых 100 млн тонн должна дать уже перевозка нефти с проекта «Роснефти» «Восток Ойл», 21 млн – транспортировка СПГ с «Арктик СПГ-1» и 21, 4 млн тонн с «Арктик СПГ‑2». А также почти 20 млн тонн с «Ямал СПГ», ещё 12 млн тонн – это экспорт угля с Сырадасайского месторождения на Таймыре. Почти 40 млн тонн должны были обеспечить северный завоз, грузы обеспечения и транзит.

Как стало известно РБК, «Росатом», как оператор СМП, в сентябре этого года «подкорректировал» правительственные цифры. «Согласно базовому (негативному) сценарию, в 2031 г. по СМП будет перевезено 117 млн т, в 2035‑м – 150 млн т грузов. Перспективный (позитивный) сценарий предполагает перевозку 150 млн т, в 2035‑м – 192 млн т», – передаёт РБК. Однако эксперты считают, что даже базовый негативный сценарий излишне оптимистичен. Банально: просто нечего и некуда возить.

Всё на экспорт

На прошлом арктическом форуме спецпредставитель «Росатома» огласил цифры инвестиций в проекты, связанные с СМП. До 2035 г. они составят около 19, 5 трлн рублей, а налоги от арктических проектов предположительно – около 21 триллиона. Из этих 19 коллективных триллионов бюджетных денег относительно немного – «всего-то» 678 млрд рублей. Остальное – частные инвестиции и деньги госкорпорации «Росатом».

Однако и все компании, которые будут крупнейшими грузоотправителями, преимущественно частные. Некоторые даже, скажем так, космополитичные. И все они – внимание! – ориентированы на экспорт своей продукции, точнее, невозобновляемого углеводородного сырья. Даже члены правительства с гордостью говорят, что на арктическом шельфе разведано порядка 17 млрд тонн нефти и при нынешних объёмах добычи этого хватит на 32 года. Запасы газа в Арктике обеспечат добычу на протяжении более чем 130 лет.

И тут возникает проблема: рентабельна ли будет добыча на шельфе? Конечно, месторождение месторождению рознь, себестоимость извлечения будет значительно отличаться. Но в любом случае шельфовая добыча стоит дороже, чем на суше. Поэтому освоение частным капиталом разведанных и потенциальных новых месторождений возможно только при высоких и прогнозируемых мировых ценах на энергоносители. А также при стабильном мировом спросе и многодесятилетних контрактах без всяких санкций. В обозримом будущем и со спросом, и с ценами, и со стабильностью, да и с санкциями пока больше печалей, чем радостей.

Да и 32 года – срок, надо сказать, несерьёзный. А что потом? В 70-е годы прошлого века, когда были разведаны месторождения Тюменского Севера и началось освоение Арктики, руководство Союза свернуло на экспортно ориентированную дорожку. Фактически была реализована схема «нефтегаз в обмен на трубы»: мы им – энергоносители по устойчивым и прогнозируемым ценам на десятки лет вперёд. Плюс гигантские заказы на проектирование и производство элементов и узлов для той самой нефте- и газотранспортной системы. Они нам – немного валюты, за которую мы купим ширпотреб.

Их же промышленность росла и на тех и на других дрожжах. Ну а мы оказались в зависимости от чужих технологий и инженерных решений, получили в итоге полуисчерпанные месторождения, громоздкое трубопроводное хозяйство, которое невозможно развернуть в другую сторону, и относительно небольшие деньги, потраченные на потребление.

Тогда это называлось «прогрессивными решениями, доказывающими преимущество социалистического строя над капиталистическим». Мол, привязали проклятых буржуинов трубой к себе. Будут сидеть на трубе и не дёрнутся никуда. Как показало время, дёрнулись, да ещё как!

Сегодня после громкого развода с западными «партнёрами» мы обернули своё лицо к Востоку и туда же направили потоки нефти и газа. Правда, вместо новейших технологий и «твёрдой валюты» страна теперь получает телефоны и юани с рупиями, которые к тому же невозможно забрать из китайских и индийских банков.

Но Восток ещё более коварный и жёсткий бизнес-партнёр, чем относительно прямолинейный Запад, срок дружелюбия и мирных соглашений закончится в тот же день, как только в нас пропадёт нужда.

В конце 1980-х ряд видных советских учёных-экономистов и «красных директоров» опубликовал в некоторых серьёзных союзных СМИ открытое письмо по проблемам экономической политики КПСС. Там, в частности, приводились расчёты, из которых следовало: если вместо экспорта энергоносителей «залить» ими свою страну по ценам уровня себестоимости, то к началу XXI века Советский Союз стал бы мировым лидером в экспорте товаров машиностроительной отрасли. Естественно, с иной прибавочной стоимостью. И иными поступлениями от такого экспорта.

Наш индийский Брут

В 2019 г. с госвизитом в России, на Дальнем Востоке, побывал премьер Индии Нарендра Моди. Побывал вместе с российским президентом Владимиром Путиным. Обоим политическим лидерам показали на верфях модель самого мощного в мире ледокола «Лидер», который строится там же. Правда, срок окончания работ перенесён с 2027 г. на 2030-й. А стоимость строительства выросла процентов этак на 70–80.

Говорят, что Моди был так впечатлён увиденным, что позже в своём окружении сказал: «Россия действительно великая страна, раз способна делать такое!» Естественно, у Нью-Дели таких технологий нет. Как не числится за Индией и ледокольного флота. У её геополитического конкурента Китая на воде уже три ледокола малого и среднего класса, в 2025 г. начнётся строительство ещё одного, но тяжёлого класса, способного проходить льды до двух метров толщиной. Срок строительства – пара-тройка лет.

Поэтому заявленное официально решение госкорпорации «Росатом» о строительстве на верфях Индии четырёх неатомных ледоколов несколько обескураживает. Тем более что стоимость контракта оценивается в районе 60 млрд рупий, это порядка 68, 7 млрд родных рублей по нынешнему курсу. Но уже говорят и о 120 миллиардах. Технологии, понятное дело, будут наши. Финансирование тоже. Плюс к этому в межправительственных рабочих документах говорится и о подготовке индийских моряков к плаванию в высоких широтах, и о рабочей силе родины слонов, которая будет трудиться на наших северах, и полномочиях некоей российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству по Северному морскому пути.

Получается, что мы за свои деньги и технологии почти за уши втягиваем Индию в Российскую Арктику. Вероятно, с тайной мыслью уравновесить Китай, который ведёт себя на наших северных окраинах почти как хозяин. Например, всё лето этого года в Северном Ледовитом океане проработал Xue Long 2, самый современный ледокол Китая, экипаж и «наука» получили неоценимый полярный опыт.

А на День образования КНР китайцы получили очень щедрый подарок: корабли Береговой охраны провели первое в истории Китая патрулирование в арктических водах. В наших арктических водах. То есть был создан прецедент, которым мудрый Пекин воспользуется ещё не раз. Смысл этого мероприятия и его интерпретация во властных коридорах, как всегда, диаметрально противоположны.

Демонстрация китайского военного флага в Арктике, а в дальнейшем, возможно, и индийского – это серьёзный шаг в деле дальнейшего проецирования своего влияния на Заполярье. Плюс опыт флотской работы в неизвестных им ранее арктических широтах и открытие региона уже не только в экономическом и инфраструктурном, но и в военно-политическом смысле.

И последнее. Все заполярные государства, несмотря на наши противоречия, официально или нет, но разделяют принцип «Арктика – для арктических стран». Это альфа и омега приарктической политики что Норвегии, что России. Запустив в Арктику Китай или Индию, мы фактически поддерживаем не отвечающую российским интересам концепцию «Арктики как мирового достояния», согласно которой у заполярных стран нет никаких особенных прав в регионе.

А что взамен? Улыбка товарища Си в ответ на вопрос о строительстве «Сила Сибири – 2»: «Пока не время!» Отказ Пекина строить газовозы для подсанкционного проекта «Арктик СПГ-2», а Нью-Дели покупать оттуда газ. Неравноценная какая-то дружба получается.

И кстати. Если вдруг США потребуют запретить Индии строить для нас ледоколы, да ещё после получения аванса, да ещё под давлением санкций, а это вполне реально, как вы думаете, что выберет Нью-Дели: Москву или Вашингтон?

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх