На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

99 079 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Хованов
    Давно ждём-с. Заждались. Надеюсь Путин выдвинет им контр-вариант договора из 56-ти пунктов.Левитт: Уиткофф н...
  • семен алтаев
    Пока люди не начнут контролировать власть, хорошего не жди👍Как «братья навек...
  • Дмитрий Ершов
    Тупые и жадные руководители и элиты. А такое сочетание всегда наказуемоКак «братья навек...

ИрГУПС: ставка на научные инновации

Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) в 2025 году отмечает 50-летний юбилей. За эти полвека отраслевой вуз превратился в образовательный, научно-инженерный центр с филиалами и организациями в четырех регионах России, а также в Монголии. Сегодня ИрГУПС, помимо основной задачи подготовки квалифицированных ведомственных кадров создает инновационные решения на основе цифровых технологий.

Высокотехнологичные разработки вуза уже успешно применяются на практике. Подробнее — в разговоре с ректором ИрГУПС Юрием Трофимовым.

— Юрий Анатольевич, в этом году университет начал юбилейный учебный год, набрав очередной поток абитуриентов. Как выяснилось, инженерное образование сегодня в фаворе и популярность ИрГУПС растет. Это действительно так?

— Действительно, мы стабильно наблюдаем положительную динамику. В этом году на все уровни образования, включая среднее и высшее, мы зачислили 4817 абитуриентов. Конкурс был три человека на место. Подчеркну — не три заявления, а именно три человека. Значительно выросло количество абитуриентов из других регионов России — с 28% до 42,4%. То есть, с точки зрения молодых людей из соседних регионов, наш университет выглядит привлекательно. В основном это территории, находящиеся севернее и восточнее Иркутска, но и из западных областей поток абитуриентов вырос с 3,6% до 6,2%. Двое абитуриентов приехали из Санкт-Петербурга. Все эти ребята имели очень хороший балл ЕГЭ, поступили на престижные специальности, хотя со своими показателями могли бы спокойно поступить в западные вузы, в том числе по целевой форме обучения.

— С чем Вы связываете такой выбор?


— В первую очередь с тем, что люди тщательно взвешивают свои перспективы и едут к нам, чтобы получить качественное образование, востребованное в дальнейшем. Мы активно занимаемся трансформацией образовательных программ, делаем ставку на цифровую инженерию, на все, что связано с роботизацией, автоматизацией, цифровыми двойниками, квантовыми вычислениями и коммуникациями. Кроме того, мы единственный вуз во всей Восточной Сибири, кто заключил договор о партнерстве с корпорацией Росатом по развитию квантовых технологий. Абитуриенты, следящие за новостями, хорошо знают об этом.

Плюс, и это очевидно, сегодня активно растет популярность технических специальностей, в сфере образования меняются запросы. Люди, делая выбор, задумываются о том, как эта профессия выстрелит в будущем. Поэтому мы стараемся соответствовать таким ожиданиям, не просто открывать новые направления подготовки, а предлагать направления, гарантированно востребованные в горизонте 30–35 последующих лет. И речь не о конкретных профессиях, а об обладании выпускниками нашего вуза определенными компетенциями в сфере роботизации, беспилотных транспортных диагностических систем и так далее.

— С учетом такого целеполагания ИрГУПС делает ставку на каких-то особенных абитуриентов?

— Обычно вузы хотят лучших абитуриентов, талантливых, успешных, интересных. А наши двери открыты для всех. У нас мягкая политика, мы искусственно не ограничиваем нижние пороги баллов ЕГЭ. Несмотря на это, качество наших выпускников самое высокое среди вузов Иркутской области. Мы создаем такие условия, что если студент нацелен на обучение и мотивирован, то выпускается он с высшей оценкой. Наш основной партнер, компания «Российские железные дороги» ведет независимое тестирование всех молодых выпускников, проверку по их соответствию профилю корпоративных компетенций. 80% наших студентов, выходя из-за студенческой скамьи, может совершенно спокойно, без необходимости доучиваться, начинать свою профессиональную деятельность. И это хороший показатель, который свидетельствует, что мы как вуз выполняем целевую задачу по обеспечению транспортной отрасли специалистами необходимого уровня. И еще одна оценка от РЖД — наш вуз занимает первую строчку среди девяти российских профильных высших учебных заведений по количеству трудоустроенных в отрасли выпускников.

— Определенный рейтинг у вуза, как и интерес к нему, складывается и за счет новостей из его стен. ИрГУПС получил патент на первый в России, цитируем, «агрегированный цифровой двойник мостового перехода». Что это такое, если объяснять понятным всем языком?

— Агрегированные цифровые двойники мостовых переходов, это новая технология, запатентованная университетом. На территории России еще нет ничего подобного, но уже в следующем году появится в Иркутской области. Речь идет об эффективном контроле состояния мостовых переходов. Сейчас состояние мостов проверяется один раз в определенный период, скажем, в десять лет. Выезжает бригада специалистов, проводят обследования, дают рекомендации по ремонту, дальнейшей эксплуатации. Классический, повсеместный подход. При нем все равно никто не застрахован от крушения мостов в связи с их ненадлежащим содержанием, в том числе, по причине ошибки специалистов, которые могли выдать ошибочное заключение и рекомендации.

Мы создали дистанционную систему мониторинга. В нее входит комплекс камер, датчиков, а также цифровой прототип на основе искусственного интеллекта, который просчитывает все нагрузки на элементы моста и прогнозирует ресурс его использования, в зависимости от количества проезжающих машин, их веса. Это позволяет перейти к обслуживанию объектов наземной транспортной инфраструктуры не по принципу временной периодичности, а по их реальному состоянию. Скажем, если мост используется не так часто, по нему идет небольшой поток транспорта, не перевозятся тяжелые грузы, то вовсе не обязательно его обследовать раз в 10 лет. Умная система сделает точный вывод, какие элементы моста подвергаются особым нагрузкам и требуют первоочередного внимания, а какие можно эксплуатировать дальше. Плюс она позволяет заранее прогнозировать дефекты и устранять их на начальной стадии, не доводить мост до критического состояния.

У этой системы очень большой экономический потенциал, позволяющий экономить значительный объем бюджетных, ведомственных средств на обслуживании инфраструктурных объектов. Дополнительно систему можно объединить с функциями автоматической фиксации правонарушений водителями, отправки предупреждения в МЧС при превышении определенного уровня воды в реке. На практике система начнет работать в Приангарье в следующем году, пока в пилотном режиме на относительно небольших мостах через реки Ушаковка и Олха. Добавлю, что это так называемые автодорожные разборные мосты. У дорожников есть интерес, связанный с тем, что по существующей нормативной документации сборно-разборную конструкцию можно использовать не более пяти раз. И наша технология агрегированного цифрового двойника позволит учитывать весь ресурс каждого элемента этого моста и, возможно, докажет, что мост можно использовать большее число раз, чем пять. В дальнейшем, я убежден, перейдем к оборудованию нашей технологией и постоянных, более сложных мостов.

— Над какими еще подобными проектами работает ИрГУПС?

— Буквально на днях в Москве, в Российском университете транспорта, была защищена наша докторская диссертация по цифровому двойнику тормозной системы поезда. Это еще одна из очень перспективных технологий, которая может произвести революцию в отрасли.

Существуют определенные правила, как необходимо расставлять вагоны в составе поезде, в зависимости от их веса. Это большая и ответственная работа, проводимая на сортировочных станциях, когда внешний наблюдатель видит, как вагоны по много раз перекатывают из одного конца в другой. Внедрение нашего проекта позволит существенно сократить эти процессы, не расставлять вагоны в соответствии с их весом. Идея предусматривает применение технологии индивидуального торможения для каждого вагона. Был проведен ряд опытных поездок на Восточно-Сибирской железной дороге, подтвердившие целесообразность инициативы.

Проект потребует установки на вагоны источников электропитания для датчиков, модернизации тормозных систем. В масштабах страны это кажется большими затратами, но все это перекрывается куда большей выгодой. Ведь тормозной путь поездов сократится, следовательно, интервал попутного следования у них уменьшится, а значит вырастут пропускные способности железных дорог.

Кроме того, сейчас мы разрабатываем систему автоматизированного контроля образования и схода селевых потоков на транспортную инфраструктуру. Это актуальный вопрос для железных, автомобильных дорог, ну и в целом для нашего региона тема очень важная. С точки зрения ученых нашего университета, тема контроля должна быть не просто автоматизированной, а полностью безлюдной. Мы видим много примеров, когда для мониторинга используются беспилотники. Но те же БПЛА запускают люди, а затем забирают из них и обрабатывают полученную информацию. Мы работаем над системой, которая будет делать все это полностью в автоматизированном режиме. То есть к беспилотнику нужно будет подходить лишь для его обслуживания, чтобы заменить лопасти или батарею. В остальном схема такая — БПЛА взлетают с заранее подготовленных площадок, собирают необходимые данные, передают их в сеть, где анализом информации занимается искусственный интеллект.

— Такие задачи и проекты требуют значительных вычислительных мощностей и объемов для хранения данных. Инфраструктура университета это позволяет?

— Пока вычислительных мощностей университета под те начальные проекты, которые реализуем, нам хватает. В ближайшее время рассчитываем, что госкорпорация «Росатом», презентовавшая в этом году свой квантовый компьютер, предоставит нам доступ к его мощностям в рамках партнерского проекта. У нас есть серьезные планы участвовать в разработке и модернизации квантовых вычислений. Это важное направление, позволяющее как надежно защищать информацию во время ее передачи от инфраструктурного объекта в центр обработки данных, так и значительно, в тысячи раз, увеличить производительность вычислительных систем.

— Озвученные Вами планы и проекты наверняка требуют иных подходов к обучению студентов. Что делается в этом направлении?

— Подходы будут меняться в России в целом. Мы видим старт реформ, которые, на мой взгляд, задают правильный вектор образовательного суверенитета нашей страны. Мы тоже работаем в этом направлении, пересобираем свои образовательные программы с точки зрения их результата, и делаем это вместе с нашими основными работодателями. Студент должен учиться выполнять прикладные задачи и ставить собственные, творчески мыслить, мотивированно отстаивать свою точку зрения и предлагаемые решения. Нам важно, чтобы выпускники стали пулом специалистов, которые начнут все-таки более активно менять транспортную отрасль с точки зрения применения новых технологий, своих различных инициатив.

Следующий этап — это требования к преподавателям, чтобы все они были знакомы с новыми технологиями и их возможностями. Следовательно, есть запрос на стажировки, на программу повышения квалификации. Работа с преподавателями предстоит очень большая. Этим направлением мы занимаемся всего три года, за такое время трудно поменять корпоративную культуру любого университета, но мы стараемся.

— В Иркутской области АО «РЖД» для региональных властей является одним из ключевых налогоплательщиков, работодателей. Наверняка и профильный вуз активно задействован в тесных партнерских отношениях?

— Это так. И взаимодействие в первую очередь ведется в научной сфере. Мы являемся партнером регионального правительства по программе научно-технологического развития Иркутской области. Это связано и с проектами по цифровой инженерии, включая контроль селевых сходов и так далее. Наши студенты всегда на хорошем счету, некоторые удостаиваются именной стипендии губернатора Игоря Кобзева. В прошлом году у нас было 20 таких стипендиатов. Научный коллектив вуза также получил премию губернатора за наработки по развитию технологий.

Кроме того, у нас выстроены прочные отношения и с крупными компаниями, представленными в регионе — Газпром, Роснефть, ПАО Яковлев, Группа «Илим». На этих предприятиях наши выпускники успешно трудоустраиваются и делают карьеру. Разумеется, наш основной партнер — это АО «РЖД», с которым мы работаем наиболее плотно.

— В юбилейный для вуза год что бы Вам хотелось сказать сотрудникам, студентам, партнерам и друзьям вуза?

— Хотел бы поблагодарить всех партнеров, весь профессорско-преподавательский состав университета, всех сотрудников за наше плодотворное сотрудничество, за вклад в развитие системы подготовки кадров и за те показатели, которых мы достигли. Сегодня мы входим в сотню лучших вузов России по инновациям. Отдельные слова благодарности — нашим партнерам, которые помогают совершенствовать материально-техническую базу, курируют научные проекты, включая выпускные квалификационные работы, ведут грантовую поддержку во всех сферах обучения, патриотических, спортивных направлениях. Конечно же, большое спасибо нашим студентам и выпускникам, которые достойно представляют вуз. Желаю всем крепкого здоровья и неугасаемой энергии. Наш университет всегда блестяще справлялся со всеми задачами и вызовами, которые вставали перед транспортной отраслью страны. Уверен, что следующие 50 лет мы будем тоже успешно с ними справляться.

Справка «АН»

Иркутский государственный университет путей сообщения

ИрГУПС — один из ведущих учебных и научно-инженерных центров в Сибири и за рубежом. Единственный транспортный вуз в Восточной Сибири. Самый молодой транспортный вуз России. Мощный транспортный образовательный комплекс, который ведёт подготовку почти по всем уровням образовательных программ — от рабочих специальностей до аспирантуры.

Вуз готовит инженерные и научные кадры практически для всех отраслей экономики нашей страны. Выпускники ИрГУПС — это инженеры, строители, управленцы, экономисты и IT-специалисты. Вуз занимает одно из ведущих мест в регионе по показателю трудоустройства выпускников и показателю средней ежемесячной зарплаты выпускников. Университет предоставляет возможность обучения по целевому направлению. Сотрудничество со стабильными партнерами дает перспективу студентам найти хорошую работу уже на последних курсах университета.

Главные цифры

• На 1 января 2025 года контингент студентов составляет 18,9 тыс. человек, из них 9550 человек обучаются по специальностям высшего образования и 9350 человек — по специальностям среднего профессионального образования.

• Всего в ИрГУПС трудятся 1540 работников и сотрудников, из которых 989 — в системе высшего образования и 651 в техникумах и колледжах. В настоящий момент в университетском комплексе в учебном процессе и научных исследованиях в системе высшего образования задействовано 382 преподавателя, из которых 82% составляют доктора и кандидаты наук.

• За 50 лет своей деятельности университет вместе с филиалами выпустил более 55 тысяч специалистов с высшим образованием, в большинстве для предприятий железнодорожного транспорта. Педагогический персонал, организующий обучение в системе среднего профессионального образования, составляет 379 человек, из которых 214 человек имеют высшую и 64 человека — первую категории.

• За годы своего существования техникумы и колледжи ИрГУПС выпустили около 150 000 специалистов со средним специальным образованием. Два колледжа и техникум ИрГУПС сейчас участвуют в федеральной программе «Профессионалитет». Образовательный процесс по системе высшего образования осуществляется по 15 основным образовательным программам бакалавриата, по семи основным образовательным программам специалитета, по 11 основным образовательным программам магистратуры, по 15 направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и по 22 программам среднего профессионального образования.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх