На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 874 подписчика

Свежие комментарии

  • Христос Второй
    Индусы предатели перестали нефть нашу закупать , легли под пиндосов.... БРИКС перестал быть серьезной организацией....Медведев: конфере...
  • Юрис Хартманис
    Мины перестали плавать?Разведка: морские...
  • Гусаров Игорь
    Санду, если дальше останется, капец Молдавии.Шор: режим Санду ...

Мода на глушь

 

Всё больше россиян проводят отпуск в родной глуши – вдали от переполненных пляжей и навязчивого сервиса. Причём очень часто это люди с загранпаспортами, видавшие Париж и Пхукет, а экономия средств для них – далеко не на первом месте. Гораздо интереснее и престижнее повидать места, добраться до которых решаются единицы.

Тем более благодаря Интернету поездки в медвежьи углы становятся всё более предсказуемыми.

Последний русский

В европейской России, наверное, уже не осталось таких мест, как Кенозерье. Это на юге Архангельской области, бывшая окраина Новгородской республики, с десятками деревянных церквей, чистейшими озёрами и классическими русскими характерами, за сохранность которых так переживал Герцен. Конечно, и отсюда уезжает много молодёжи, остро стоит проблема пьянства. Но даже в 90-е годы здесь не растаскивали на металлолом дизеля и всем миром поправляли порушенные половодьем мосты. Здесь скидываются по 15 рублей на открытки ветеранам. Держат хотя бы одного на деревню коня, потому что по-другому зимой из дома не выбраться. В этих местах главное достояние – репутация. Любой старшеклассник – это сложившийся характер, списанный с отца или брата, от которых по наследству переходят даже клички. Поэтому приезжие и через 20 лет не становятся здесь до конца своими, потому что неизвестно, чьи гены привезли они в эти суровые края. А ещё здесь даже у пьющих людей чистые, совсем без мути, глаза. Разве не о такой России мечтают многие патриоты в столицах?

Как так сложилось, вопрос скорее для краеведов. На Севере малопригодные для сельского хозяйства земли, люди живут промыслами, а значит, и в колхозы их не загоняли. Вокруг Кенозерья никогда не находили месторождений ресурсов – следовательно, железные дороги и трассы отсюда далеко. По той же причине при Сталине не настроили зон, а сегодня сюда не едут мигранты. И туристов немного.

Если бы не дороги, на Кенозеро рвануло бы пол-России. Но без внедорожника есть шанс не доехать. Например, из Петербурга кратчайший путь – через карельский город Пудож, за которым начинается грунтовка. Гадать о её качестве не нужно, достаточно посмотреть в Сети. На одном видео трое мужиков выталкивают… нет, не машину, а четвёртого – застрявшего в грязи товарища. От их усилий он несколько раз выпрыгивает из сапог, намертво захваченных федеральной трассой.

– В лучшем случае можно ехать 20 км/час, но есть участки со вздыбившимися бетонными плитами, где приходится сбрасывать скорость до 5–10 км/час, – рассказывает путешественник Павел Мошков. – Другой путь из Питера – через Вологду на Архангельск. Но это более тысячи километров, вдвое дальше. Если честно, я таким дорогам только рад – благодаря им Кенозерье сохранилось в первозданной красоте. Доезжаешь до деревни Вершинино – дальше дороги нет. Берёшь лодку за сто рублей в день, снимаешь койку за двести. Только на лодке можно перемещаться между деревнями, смотреть аутентичные, без духа коммерции церкви. Если бы не дороги, Кенозерье давно «убили» бы особняки знати и «туристическая инфраструктура».

Большинство москвичей и петербуржцев, встреченных в Кенозерье, приезжают не в первый раз. Некоторые живут по 2–3 месяца, когда более-менее тепло. Студенты из МГУ рассказали, что доехать сюда можно и без машины: поезд с Ярославского вокзала до Няндомы, откуда четыре раза в день ходит автобус на Каргополь.

– Здесь можно пить воду из озера, нет глухих заборов из профнастила, не видно полиции и чиновников, – рассказали ребята. – Бабушки поют древние былины для себя, а не со шляпой для денег. Мы попросили человека истопить нам баню через три дня в шесть часов. Приехали – он реально топит. Раз обещали прийти, не обманем же. Никакой предоплаты, брони, подтверждений, почасовой таксы. В какой Турции возможно подобное?

Комфорт наступает

Кенозерский национальный парк ежегодно посещают около 20 тыс. человек – это те, кто заплатил небольшой рекреационный сбор. Но всё равно это в разы больше, чем 10 лет назад. И приевшаяся заграница – только одна из причин забраться в родную глушь... читать полностью

Картина дня

наверх