На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 985 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Светлый
    живой труп смердит...Джордж Сорос объя...
  • Ирина Галивец
    В московских магазинах тоже есть черешня за 5000, малина за 3500 рублей. Это в Спаре, например.Цены в Крыму
  • Сергей Завьялов
    Пусть расследуют геноцид русского населения в 90-х!!! Убийцы!Песков: Таджикист...

Казахи — это казаки…

Заявления о том, что у казахов никогда не было государственности, все еще являются достаточно часто обсуждаемой темой, особенно в приграничных районах России. При этом забывается, что, по признанию Владимира Путина, Казахстан — третья по величине экономика СНГ после России и Украины, он является «наиболее близким стратегическим союзником и партнером» России.

Обсудить вопрос о государственности Казахстана мы решили с известным челябинским историком Гаязом Самигуловым.

Гаяз Хамитович, «нарезка» национальных границ в СССР зачастую происходила произвольно, и соответствующие проблемы остались нам в наследство… Эта болезненная тема до конца ведь еще даже в нашей историографии не раскрыта… Но ведь действительно Казакская Автономная Советская Социалистическая Республика (КазАССР) говорят, что существовала с июня 1925 по 1936 год. А в феврале 1936-го Казакская АССР была переименована в Казахскую АССР, что было связано с изменением русского наименования казахского этноса, когда вместо прежнего «казаки» было принято современное написание «казахи»…

 

«Я — казах, все тот же скиф…»

— Владимир Васильевич, надо понимать, что существует несколько популярных тенденций в трансляции истории, и у нашего населения значительную часть этого псевдоисторического потока составляют «фолк-хистори» — обобщенное название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы.

Не то чтобы это название было уничижительным, это скорее констатация факта… Ведь есть достаточно большое количество сюжетов актуальных ситуативно. Например, вечно молодой сюжет о нашем Челябинске и дате его основания… Почти в каждом городе есть подобные темы, это такой пласт низовой…

А поскольку мы живем в приграничье, то еще периодически в народе муссируется тема о том, является ли соседний Петропавловск исконно русским городом. А то, что это территория Казахстана, особого смущения даже не вызывает… Подобные разговоры актуализируются либо от официальной повестки дня, либо в зависимости от неких местных процессов.

Или вот еще, все чаще вспоминается период освоения целины, и тоже совершенно забывают, что тут, в степи, традиционно кочевали казахи… Официально об этом не говорят, но бывает пересечение каких-то значимых трендов и вот этих мотивов — тогда возникают некие псевдонаучные тексты в соцсетях. Например, что казахов придумала советская власть…

На сегодняшний день я прочел, наверное, уже не меньше 10 постов в соцсетях, статей неких «экспертов», которые рассуждают о том, что казахи всегда назывались киргиз-кайсаками или киргизами и не понятно, с чего вдруг они стали казахами (вариант: название «казахи» якобы придумали при советской власти). Беда в том, что эти люди (часть из них, вроде бы, даже историки, но занимались совершенно другими вопросами, никак не связанными с историей казахов), как в той притче о слепых, которых попросили описать слона: они зацепили какой-то краешек информации, решили, что все постигли и понесли свое «знание» в массы.

И тут ими используется в качестве аргумента свободно гуляющее в Интернете, якобы постановление V Всеказакского съезда Советов от 19 апреля 1925 года «О восстановлении имени «казаки» за киргизской национальностью»: «Для восстановления исторически верного имени киргизского народа V Всеказакский съезд Советов постановил: впредь киргиз именовать казаками». Какой-то по нынешним временам просто запредельный волюнтаризм…

— Во-первых, Владимир Васильевич, это происходит при достаточно низком уровне исторического знания нашего населения. Во-вторых, еще при том, что с 50-х годов XVIII века вплоть до революции 1917-го казахов упорно официально называли киргиз-кайсаками, а казахами они стали потому, что советская власть так решила…

 
 

«Я — казах, все тот же хунн,
Жил в Прикаспии, как гунн…»

Ну да, на волне борьбы с монархизмом и еще потому, что «Казакская Республика» звучало достаточно контрреволюционно, как бы намекая на сословие русских казаков, многие из которых в Гражданской войне встали на сторону белых, взяли и переименовали народ… Ведь название «КазаКская» вызывало ненужные ассоциации у значительной части населения… Республика-то возникла на территориях, на которых дислоцировались Уральское, Оренбургское Сибирское и Семиреченское казачьи войска.

— После распада Орды в XV веке, даже еще раньше этого… В общем, на ее осколках возникает несколько государств, Владимир Васильевич. Хорошо нам известное, вернее, относительно хорошо известное, Казанское ханство, затем Астраханское ханство, Тюменское ханство, которое чаще называют Сибирским ханством, и Казахское ханство, отделившееся от Узбекского ханства…

И Казахское ханство нормально существовало, его ранний вариант наши историки еще называют Ханством кочевых узбеков, потому что племена, входившие в него, были известны под общим собирательным этнополитическим именем «узбеки». После определенных событий была междоусобица, и за ними уже закрепилось название «казахи» — смягченный вариант слова казак… По-нормальному это казак…

Вы о том, что у славян примерно в то же время появилось особое лихое и вольное сословие под азиатским названием «казаКи», которых Российская империя позднее все равно поставила себе на службу? А что же тем временем казаХи? Можно ли к ним действительно относить термин «казак»? Что, у казахов произошло все примерно то же самое, что и у православных соседей?

— Действительно, Владимир Васильевич, эти племена — «кочевые узбеки» — послужили ядром формирования нового государства — Казакского ханства, которое в русских источниках называлось Казачьей ордой. И население этого ханства, или орды, естественно, называлось казаки.

Вот фрагмент одного из многих документов (1595 год, грамота царя Федора Ивановича) для подтверждения сказанного: «От царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси царевичу Уразмагметю Ондановичю. Посылаем мы с Москвы в Казатцкую орду, к дяде твоему Тевкелю царю, Вельямина Степанова…» (Казахско-русские отношения в XVI — XVIII веках: сборник документов и материалов. — Алма-Ата: Изд-во Акад. наук КазССР, 1961).

Действительно, получается, что казахи — это казаки, Гаяз Хамитович…

— Это слово в тюркских языках существует где-то с середины XII века, как минимум, и означает оно «человек окраин», «воин», «человек вне системы» — абсолютно-то же самое, что мы имеем в русской действительности… Кто такие казаки? Это люди, которые ушли на окраину, за пределы влияния княжеств…

 

«Граница породила казачество…»

Гаяз Хамитович, это они сами себя так называли или русичи их так величали?

— Это они сами себя так называли, Владимир Васильевич.

А какая там окраина для них была? Они же наверняка, как и всегда, считали себя центром земли…

— А был такой известный хан Абдул Хемир, который начал достаточно активно подчищать претендентов на свой престол, и многие из них ушли подальше на восток — с точки зрения тогдашних традиций они начали «казаковать». То есть они ушли за пределы ханского государства, и их сторонники начали к ним подтягиваться. В конце концов постепенно верх взяли эти «казакующие» товарищи, и их «государство» приняло название Казах(к)ия ханство, потому что казаки стали главной силой в этом ханстве, хотя казаками, по сути, они уже не были, так как создали новую систему государства. Но название это закрепилось и так и осталось… По началу оно не было этническим. Но, как бы то ни было, в документах Российского государства Казах(к)ия ханство фигурирует постоянно, послы этого ханства принимались в Москве, а послы из Москвы направлялись в Казакское ханство.

Но уже в 1730-х официально в Российской империи казах(к)ов стали называть киргиз-кайсаками. Очевидно, такой вариант обозначения был принят, чтобы «развести» русских яицких казаков и казаков Казакского ханства, чтобы не возникало путаницы. А ведь были еще и сибирские казаки… Поэтому не просто добавили слово «киргиз», но и слово «казак» переформатировали в «кайсак». Но такое название, естественно, прижилось не сразу.

Вот еще один документ из фонда «Башкирские дела» от 1730 года, о том как крестьяне Багарякской слободы возвращались с верховьев реки Уй и, когда доехали до реки Миасс, башкиры Салзаутской волости им посоветовали: «…чтоб степной дорогой не ездили для опасения от Казачьей орды, а поезжайте по край камня Урала деревнями, которым путем по их сказке и ехали».

Замечательно Гаяз Хамитович, а теперь объясните мне, зачем нам надо разбираться, была у казахов государственность или ее не было?

— А это, Владимир Васильевич, для того, чтобы понять, как плохо вмешиваться в жизнь людей… Для того, чтобы меньше тыкать пальцами и учить жизни. Нужно понимать, что этот народ не был придуман советской властью, он реально существовал, ему, как и казахам, несколько сот лет…

Тут я хочу напомнить, что еще в июле 2008 года в Челябинске была издана весьма смелая по тем временам книга «Возвращение АС(АЗ)-САКОВ» — размышление о национальных корнях непризнанного казачьего народа, одного из самых малоизученных и загадочных народов нашего времени. Мне посчастливилось войти в ее авторский коллектив. Рассказывая о книге, о ее непростой судьбе, мой старый товарищ, тоже член авторского коллектива, один из старейших и известнейших атаманов Оренбургского казачьего войска, признанный лидер Всероссийского казачьего движения Михаил Лонщаков сказал: «Знание своей истории помогает народам сохраниться после исторических катаклизмов, не исчезнуть, не остаться красивой легендой, а избежав ассимиляции, вновь возродить свою культуру и национальные традиции, занять достойное место среди сильных и успешных народов. Процесс осмысления этнической принадлежности у казачьего населения имеет свою специфику».

И мне нечего добавить к сказанному.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram

 

Ссылка на первоисточник
наверх