На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 889 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alex Nемо
    "...все проблемы биоресурсов Волги разрешались в кругу компетентных людей. ..." Остаётся мелочь - найти компетентных ...Почти вся вобла д...
  • Алатырка
    https://yandex.ru/video/preview/10618651575205334039Славный город Кор...
  • Алатырка
    Все эти попытки и прочая мразь наследие предыдущего мера-ворюги ходыреаа, который разрушил и разворовал сначала Реуто...Славный город Кор...

Капитал самоубийцы для революционеров и их противников

110 лет назад (26.05.1905) в Каннах покончил с собой Савва Морозов – один из крупнейших русских промышленников начала ХХ века. Осталось наследство. Поживиться за счёт покойного хотели разные люди, включая Ленина и шефа московской полиции.

«Сплетни в виде версий»

Перед смертью Морозов оставил записку – что просит в своей смерти никого не винить.

Перед выстрелом обвёл на коже химическим карандашом очертания сердца – чтобы наверняка. Пальцы покойного были обожжены порохом, то есть он одной рукой нащупал биение сердца, другой приставил дуло браунинга. Эти подробности опровергают бесчисленные телевизионные и интернетовские «сплетни в виде версий» – мол, смерть Саввы «загадочна», на самом деле его убрали большевики… Вы представляете убийцу, который, слюнявя карандаш, долго обводит на груди жертвы сердце? Нет, Савва Тимофеевич уходил из жизни сам, осознанно и продуманно.

Да и зачем большевикам было его убивать? Перестал давать деньги? Ну и что? В советские годы замалчивались, а сегодня опубликованы (да уже никому не интересны) имена других тогдашних спонсоров Ленина и ленинцев – купцов, промышленников, даже статских советников. Эти богатые, благополучные люди помогали радикалам по самым разным соображениям, в каждом случае своим. Но однажды помощь прекращали. И ничего – никто счёты не сводил. Каких-то «революционных тайн» Савва не знал, его «опасные связи» (М. Андреева, М. Горький, их круг) были хорошо известны охранке (тоже ведь не дураки сидели), за миллионером-фрондёром до последнего дня тайно наблюдала полиция – и затеявший его убийство рисковал попасться и крупно влипнуть.

На самом деле гибель Морозова – драма сильного, умного человека, которого роковое стечение обстоятельств (см. справку) загнало в угол. Детективщина здесь неуместна. А что ему оставалось? Ведь прозвучал вердикт: «Наш Савва Тимофеевич сошёл с ума». И всё. Энергичный, деятельный, властный мужик больше не имел права пальцем шевельнуть, рублём распорядиться. Любые его слова можно было объявить «бредом душевнобольного», из дому без спроса выйти – уже «побег психа». Отныне твоя участь, Саввушка, сидеть под присмотром, кушать кашку с ложечки, под принуждением пить таблетки – и так до конца дней. Уж не лучше ли достать браунинг?

Но детективщина началась – после его смерти. История (а точнее, череда историй), как большевики щипали морозовское наследство, сегодня известна. Но по случаю юбилея кое-что напомним....

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх